Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
материал

Махотина Анна Александровна

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Коррекционная школа VIII вида работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Одним из способов решения данных проблем являются интегрированные уроки.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует интерес, учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В школе достаточно часто проводятся интегрированные уроки. В начальной школе – это развитие речи и живой мир, развитие речи и рисование, в старшем звене – география и биология, чтение и история, математика и профессионально-трудовое обучение.

Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам - одна из наиболее эффективных форм познания мира и применения знаний в этом мире.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения. В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований.

Интегрированный урок требует тщательного планирования,т.к обучающимся предстоит создать обобщённую картину из разных наук по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа состоит из трёх основных этапов:

I. Подготовительный этап - определяются цель и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, областями знания, составляется план-конспект урока. Подбираются дополнительная литература, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, готовятся презентации по конкретному вопросу данной темы, обучающимся даются индивидуальные задания.

II. Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов (Это соревнование, игра, мероприятие  с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, решение проблемных ситуаций, дискуссия, конференция, презентация, экскурсия)

III. Заключительный этап – педагог  совместно с обучающимися подводит итоги занятия. Намечает вопросы для дальнейшей работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков  в дальнейшем.

При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.В интегрированном уроке  объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель проводимого занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

2.  Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности.

3.  При проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий, согласованность в деятельности, в конце концов, личностная совместимость.

За интегрированными формами уроков большое будущее. На современном этапе развития  научных знаний наблюдаются новые формы взаимодействия дифференцированных и интегрированных процессов.То есть если раньше новые науки возникали за счёт расчленения, дифференциации знаний, то в наше время они стали появляться благодаря взаимодействию интеграции знаний. Примерами могут служить уроки, где осуществлялось  взаимодействие СБО и математики, биологии и психологии, чтения и музыки, географии и математики. Это интегрированные классные часы, которые объединили воздействие классного руководителя, социальных педагогов, педагога-психолога. Отдельные классные часы проводят совместно два классных руководителя.  Это интегрированные   интерактивные занятия социального педагога и библиотекаря, воспитателя и учителя музыки и пения. Всё чаще на воспитательные профориентационные занятия приглашают социальных педагогов, людей разных профессий, представителей общественности.

При проведении интегрированных занятий можно порекомендовать следующее:

 В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

 Интегрированные уроки могут проводиться сразу двумя учителями. Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуются главные задачи интегрированного урока.

Однако организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.

Для того чтобы не увеличивать количество часов, учитель тщательно отбирает материал по содержанию, четко формулирует вопросы, придумывает задания и проблемы,  «синтезирующие» материал нескольких предметов.

Несмотря на стремление учителей, многие обучающиеся не осознают необходимости глубокого усвоения межпредметных связей.  С этой проблемой можно столкнуться при изучении, к примеру,  математики. Некоторые обучающиеся, приходя в магазин с 50 рублями, покупают любую вещь (будильник без батарейки), на ценнике которой написано 50, а потом не знают, что с ней делать.

Особенно ярко проходят интегрированные уроки, когда в них включаются бытовая наглядность, связанная с деньгами, продуктами, промышленными товарами, электроприборами, вычислением времени, необходимом для поездки, при выполнении режима дня. Дети любят проводить различные измерения.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Интегрированными уроками должны быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний. С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая группа имеет своего консультанта. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

        Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

        На интегрированных уроках  умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.

Интеграция очень привлекательна и для учителей: помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.

        

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план ученика 8 класса (форма обучения - на дому) коррекционной школы 8 вида

Учебный план ученика 8 класса (форма обучения - на дому) коррекционной школы 8 вида . Материал содержит: расписание уроков,  учебный план, пояснительную записку, календарно-тематическое...

Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".

Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...

Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе

В статье сказано о  необходимости использования дидактических игр на  уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере...

Интегрированный урок математики и развития речи во 2 классе ( специальная коррекционная школа 8 вида)

Тема.  Решение простых задач, содержащих отношение «больше на», «меньше на».Подготовка зверей к зиме.Цель: создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи....

Деятельностный подход в обучении детей в коррекционной школе III-IV вида

В материале расрывает характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели, функции и задачи учителя на уроке...

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью".

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью."...