Родительское собрание на тему: Трудности в обучении"
методическая разработка (1 класс) по теме

Капицына Лариса Павловна

Родительское собрание проведено в 1 классе после окончания 1 четверти. Цель: формирование у родителей представления о причинах возникновения трудностей в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

г.-к. Анапа

Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №  15

Родительское  собрание

« О трудностях обучения»

Учитель начальных классов:

 Капицына Лариса Павловна

Родительское собрание подготовлено и проведено

 с родителями 1 класса после окончания 1 четверти.

Цель: формирование у родителей представления о причинах возникающих трудностей в обучении.

Задачи  собрания:

 

Познакомить с понятием «школьные трудности»; рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребёнку; познакомить с результатами мониторинга, проведённого в классе; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребёнком трудностей в обучении.

  1. Подготовительный этап.

Провести исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности учащихся 1 класса; провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин возникновения трудностей в обучении младших школьников; подготовить текст беседы для педагогического всеобуча; подготовить тексты теста-опросника для родителей.

  1. Организационный этап.

Сообщить родителям о дне и времени проведения собрания. Пригласить на родительское собрание школьного психолога. Подготовить аппаратуру для демонстрации презентации. Подготовить выставку психолого-педагогической литературы для родителей. Организовать выставку рисунков учащихся на тему «Моя семья».

  1. Ход собрания.

Классный  руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему возникновения трудностей в обучении. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Очень расстраиваемся, когда замечаем, что у ребёнка возникают трудности, он не может справиться с заданием, пропадает интерес к обучению.

Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые на него возлагали мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. Возникает вопрос: почему всё это происходит? Отчего возникают школьные проблемы? Почему учится трудно? А главное – как помочь своему ребёнку преодолеть их?

Прошло уже почти три месяца с тех пор, как Ваш ребёнок учится в школе. Возникли ли трудности в обучении у Вашего ребёнка? В чём они проявляются?

(Высказывания родителей о тех школьных трудностях, которые они заметили у своего ребёнка)

Почему же ребёнку трудно учиться? В чём я вижу причину возникновения трудности в обучении?

Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности (приложение №1) показали, что у детей очень слабо сформированы: умение выстраивать последовательность событий на основе сюжетных картинок (умение структурировать информацию); умение контролировать результат выполненного действия на основе образца; умение составлять объект как целое из  фрагментарных элементов; умение сравнивать (находить  общее и различное) и самое главное – низкий уровень сформированности позиции школьника.

5 б. - позиция школьника – 6 чел. 24 %;

4б. -  позиция школьника – 6 чел. 24 %;

3б. – пограничная позиция «школьник – дошкольник» - 4 чел. 16 %;

2б. – пограничная позиция «дошкольник – школьник» - 3 чел.  12%;

1б. – позиция дошкольника – 3 чел. 12 %;    

 0б.  – позиция дошкольника – 3 чел. 12 %.

Вот ещё ряд причин, которые не зависят от личности ребёнка или от отношения в семье. Устранить их можно только лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка.

  1. У ребёнка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
  2. Могут быть незрелые отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
  3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
  4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
  5. Замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
  6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруднённое понимание речи других людей. Заикание.
  7. Специфические расстройства. Дислексия – трудности в овладении чтением, дискалькулия – расстройства счёта, дисграфия – трудности при овладении письмом.
  8. Нарушения зрения, слуха.
  9. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Как ни странно это прозвучит, но трудности в обучении ещё возникают оттого, что дети не знают, для чего нужно учиться. Если раньше понятие «долга» было вполне действенной реальностью, то сейчас такие аргументы как «ты должен» попросту не доходят. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Иногда трудности в обучении возникают из-за конфликтов в школе. Ребёнок претендует на роль лидера, но не имеет сил способностей вести за собой других. Ребёнок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, всё время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришёл новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь  принять участие в шумных играх одноклассников. Постепенно такой ребёнок не хочет идти в школу. Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребёнка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно оттого, что ребёнок живёт в постоянном напряжении.

Бывает причиной трудностей в обучении ещё и несформированность познавательных интересов. Такие дети, как правило растут в социально неблагополучных семьях. Они с ранних лет предоставлены сами  себе. Способности такого ребёнка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Такие дети могут производить вполне приятное впечатление своей самостоятельностью и смышлёностью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках.

Но, как я считаю, основная причина возникновения трудностей в обучении оттого, что мы не учим детей учиться. Почему-то взрослые обычно считают, что если они это могут делать, то и ребёнок должен уметь это делать. Придя с работы, усталым родителям хочется отдохнуть, хочется тишины и покоя. А ребёнок в это время требует к себе внимания. И вместо того, чтобы выслушать ребёнка, что у него получилось и почему он считает, что у него это получилось, а что не получилось и как надо сделать, чтобы это получилось, от ребёнка отмахиваются или выполняют родители задание сами. В таких случаях дети, встретившись с первой же трудностью, не пытаются эту трудность преодолеть, а спешат за помощью к взрослым. Появляется неуверенность в своих силах. Они не знают, как преодолеть появившуюся трудность, но им не помогли, не научили это делать. Учение – это личностное развитие в деятельности. Чтобы научиться, прежде всего, необходимо ребёнку определить, что он не знает. Затем наметить план, как он будет от «не знаю» идти к «знаю», какие действия необходимо выполнить, чтобы «проделать этот путь». Следующий этап – ученик определяет, что он это уже знает и теперь надо от «знаю» стремиться к «умею», т.е., по определению П.Я.Гальперина, перейти на шестой этап интериоризации действия собственно умственного действия. И снова нужен план действий этого перехода. Когда сам ребёнок будет в деятельности, у него появится интерес к учению, выполняя учебную деятельность по способу, он чувствует значимость своего труда.

Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить её усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство  неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде, чем упрекать сына или дочь в нерадивости, посмотрите, всё ли Вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если Вы накричали на ребёнка (пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Психолог. Помочь найти ошибки в воспитании своего ребёнка, которые ведут к школьным трудностям, быть объективными при анализе семейной ситуации Вам  поможет этот тест-опросник:

  1. Сколько раз за последнюю неделю Вы спросили у ребёнка «Как у тебя дела?»
  2. Сколько раз Вы сказали ребёнку: «Я за тебя рада!»?
  3. Сколько раз за неделю Вы задавали ребёнку вопрос: «Хвалил ли тебя сегодня учитель?»?
  4. Говорили ли Вы на этой неделе фразу: «У меня больше нет сил (терпения) ...», «Ты меня очень расстроил»?
  5. Наказывали ли на этой неделе ребёнка за неудачи в учёбе?
  6. Говорили ли Вы ребёнку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?
  7. Если ребёнок пришёл расстроенным, поддержали ли Вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя всё получится!»?
  8. Что чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребёнком или хмурились?

А сейчас посмотрите на себя со стороны глазами ребёнка. К собранию мы провели среди детей несколько конкурсов рисунков «Моя семья». Рассмотрите внимательно рисунок, как ребёнок изобразил членов семьи, в какой последовательности, какую цветовую гамму он выбрал, насколько детально прорисованы лицо, одежда членов семьи, всех ли нарисовал ребёнок, как он изобразил себя, и какое место себе отвёл, отличаются ли члены семьи размерами.

4. Подведение итогов собрания.

Так что же делать, чтобы не возникли трудности в обучении?

Каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание может доставить большее удовольствие, чем обладание. Объяснять нужно на доступных ребёнку примерах.

Узнали ли Вы сегодня что-нибудь новое?

Была ли эта информация для Вас полезной?

Заставила ли она Вас задуматься, оценить своё отношение к ребёнку по-новому?

Список  использованной  литературы:

  1. Авт.-сост. ИФ.Яценко, С.И.Чупина.  Родительские  собрания.  –  М: «ВАКО», 2005, 250 с
  2. Дереклеева  Н.И.   Родительские  собрания.  Начальная  школа. 1-4 классы. + Новые  собрания. М: «ВАКО», 2005, 256 с. – Серия  «Педагогика. Психология.  Управление».

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности

у  учащихся 1 А класса

Цель. Выявить сформированность предпосылок к учебной деятельности  у  учащихся 1 А класса

Работа проводилась на основе тетради «Мои успехи», описания методики проведения, критериев и комментариев к заданиям, которые представлены в методическом пособии.

Работа проводится в 3 этапа (3 урока).

3 часть (с 11 по 14 задание тетради «Мои успехи») будет проводится – 12-16 ноября

Анализ работы  сделан поэтапно.  

Анализ 1 части работы  

 1 часть (с 1 по 5 задание тетради «Мои успехи») проводилась - 25 сентября

Число учащихся в классе  26 человек.        Выполнили работу 26 человек.

Параметры

Показатели

№ задания.    Критерии оценивания. Результаты

Познавательные УУД. Информационное умение

 Умение использовать устный текст как источник информации при выполнении учебной задачи (умение определять основную и второстепенную информацию

Задание 1.

3 балла – обвели верно три картинки и других вариантов нет – 8 чел. 31 %

2 балла – обвели верно две картинки и других вариантов нет - 4 чел. 15 %

1 балл – обвели верно две картинки или все верные и 1 неверно -7 чел. 27 %

0 баллов – обведены все верные изображения и другие варианты- 7 чел. 27 %

Познавательные УУД. Информационное умение.

 Умение выстраивать последовательность событий на основе сюжетных картинок (умение структурировать информацию)

Задание 2.

3 балла – составлена последовательность картинок по 3 фильмам.- 0 чел. 0 %    

2 балла – составлена последовательность картинок по 2 фильмам.- 3 чел. 12 %    

1 балл – составлена последовательность картинок по 1 фильму.- 7 чел. 27 %      

0 баллов -  задание не выполнено  -                                      16 чел. 61 %  

Регулятивные УУД.

Умение проводить итоговый контроль.

Умение контролировать результат выполненного действия на основе образца

Задание 3.

3 балла - все 4 фигуры исправлены верно и других вариантов нет 2 чел. 8 %            

2 балла – 3-2 фигуры исправлены верно и других вариантов нет 7 чел. 27 %    

1 балл – 1 фигура исправлена верно или  учащийся нашел место ошибки, отметил его, но не дорисовал                                                        8 чел. 31 %  

 0 баллов – не справился.                                                               9 чел. 34 %  

Познавательные УУД. Логическое умение

Умение устанавливать логические связи и закономерности

Задание 4.

3 балла – нарисована фигура с 3 признаками. 16 чел. 61 %          

2 балла – нарисована фигура с 2 признаками. 3 чел. 12  %          

1 балл – нарисована фигура с 1 признаком 1 чел. 4  %          

0 баллов -  задание не выполнено. 6 чел. 23 %    

Познавательные УУД. Логическое умение

Умение составлять объект как целое из  фрагментарных элементов

Задание 5.

3 балла – правильно выбраны части в трёх полосках 4 чел. 15 %          

2 балла – правильно выбраны части в двух полосках 6 чел. 23 %          

1 балл – правильно выбраны части в одной полоске 10 чел. 39 %          

0 баллов - задание не выполнено. 6 чел. 23 %    

Анализ 2 части работы  

 2 часть (с 6 по 10 задание тетради «Мои успехи»)  проводилась – 17 октября

Число учащихся в классе  25 человек.        Выполнили работу 25 человек.

Параметры

Показатели

№ задания.    Критерии оценивания. Результаты

Познавательные УУД. Логическое умение

Умение сравнивать (находить  общее и различное)

Задание 6

3 балла – дорисованы все 10 элементов – 7 чел. 28 %;

2 балл – дорисованы 9-7 элементов -15 чел. 60 %;

1 баллов – дорисованы 6-4 элемента – 3 чел.  12%;

0 баллов – дорисованы менее 4 элементов – 0 чел. 0 %.

Познавательные УУД. Логическое умение

Умение классифицировать по заданным критериям

Задание 7

3 балла – верно соединили  9 предметов -13 чел. 52 %

2 балл – верно соединили 8-7 предметов – 7 чел. 28 %

1 баллов – верно соединили 6-5 предметов – 3 чел. 12 %

0 баллов – верно соединили менее 5 предметов – 2 чел. 8 %

Познавательные УУД. Логическое умение

Умение обобщать

Задание 8

3 балла – зачеркнули верно картинки в 4 строках – 11 чел. 44 %

2 балла – зачеркнули верно картинки в 3 строках – 4 чел. 16 %

1 балл – зачеркнули верно картинки в 1,2 строках – 7 чел. 28 %

0 баллов – зачеркнули верно картинки в 4 строках – 3 чел. 12%

Познавательные УУД. Информационное умение

 Умение  воспринимать  устную информацию и следовать ей, умение ориентироваться на плоскости

Задание 9

 3 балла – выполнены верно все пункты задания – 18 чел. 72 %;

2 балла – выполнено верно два пункта задании – 4 чел. 16 %;

1 балл – выполнен верно один пункт задания – 3 чел.  12%;

0 баллов – допущены ошибки в направлении, пересчёте клеток, начале отсчёта, выбора цвета или не приступил к выполнению задания – 0 чел. 0 %.

Личностная готовность

 Степень сформированности внутренней позиции школьника

Задание 10

5б.-  позиция школьника – 6 чел. 24 %;

4б. -  позиция школьника – 6 чел. 24 %;

3б. – пограничная позиция «школьник – дошкольник» - 4 чел. 16 %;

2б. – пограничная позиция «дошкольник – школьник» - 3 чел.  12%;

1б. – позиция дошкольника – 3 чел. 12 %;    

 0б.  – позиция дошкольника – 3 чел. 12 %.

Учитель Капицына Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка"

Презентация родительского собрания в 1 классе на тему: " Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка"...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...

Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе.»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как ес­ли бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адапта­ции детей к первому году обучен...

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...