Русский язык. Фонетический разбор слова
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Мищенко Ольга Анатольевна

В помощь ученикам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.foneticheskiy_razbor_slova.docx267.41 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова


Фонетический разбор выполняется аналогично звуко-буквенному анализу, который дети выполняли ежедневно  в течение всего периода обучения грамоте. В разборе лишь добавилась письменная запись транскрипции слова и запись всех характеристик слова, которые раньше дети проговаривали в ТАКОМ ЖЕ объеме, но только устно.

Согласные звуки образуют 6 ПАР звонких и глухих согласных: (они ПАРНЫЕ)
[б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Кроме того, согласные звуки образуют 15 ПАР твёрдых и мягких согласных: (они тоже парные, НО по ДРУГОМУ ПРИЗНАКУ )
[б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].

Звуки [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие.(непарные, нет ГЛУХОЙ пары)

Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие.(непарные, НЕТ ЗВОНКОЙ пары)
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.(непарные, нет МЯГКОЙ пары)
Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие.(непарные, нет ТВЕРДОЙ пары)

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:
1. Раздели слова на слоги и выдели ударный;
2. Охарактеризуй по порядку гласные и согласные звуки

гласные - ударные, безударные;
согласные - звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, парные или непарные;

Парность согласных определяем по двум признакам (на примере звуков для букв Д, Л,Ж )
мягкий-твердый (д` - д) (л` - л) ( нет мягкой пары` - ж )
и звонкий-глухой (д-т), (л - нет глухой пары), (ж-ш)

3. Определи количество букв и звуков в слове.

Буквы, обозначающие два звука ( йотированные).
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука только В ТРЕХ СЛУЧАЯХ :
в начале слова;
после разделительных Ъ и Ь;
после гласного.

Е - [ЙЭ]
Ё - [ЙО]
Ю - [ЙУ]
Я -[ЙА]
И - [ЙИ]

Например:
яма - [й' а м а], съел - [с й' э л], льёт - [л' й' о т], наезд - [н а й' э с т], судьи [с у д' й' и].

БОЛЕЕ ПОДРОБНО МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ здесь:

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme.. (здесь можно еще и ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ )


http://www.licey.net/russian/phonetics/1_16

Эти памятки можно распечатать детям уже на этапе изучения курса русского языка в начальных классах для помощи в фонетическом разборе слова.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами второго ряда и буквой Ь.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ здесь:

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme.. (здесь можно еще и ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ )

Использована литература: авторы-составители С.С.Иванова, А.В.Степанова – СПб: Тригон, 2009, - 144с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Фонетический анализ слова"

Цель:организовать деятельность уч-ся на уроке по закреплению правил фонетического разбора по алгоритму, учить выполнять фонетический анализ; способствовать закреплению знаний об омонимах;развивать свя...

Памятка по русскому языку: фонетический разбор слова.

Памятка по русскому языку: фонетический разбор слова. Содержит порядок и образец звуко-буквенного разбора слова....

"Русский язык. Фонетический разбор слова"

"Русский язык. Фонетический разбор слова"...


 

Комментарии

Спасибо!