"Русский язык. Фонетический разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Романова Наталья Николаевна

"Русский язык. Фонетический разбор слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Русский язык. Фонетический разбор слова. Обобщение знаний.» 4 класс.

Цели: 1) повторить и обобщить знания по разделу «Фонетика »; уметь  различать звуки русского языка, давать характеристику звуков;

2)развивать умение выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов);

3) воспитывать  чувство прекрасного, уважительного отношения к русскому языку на примерах высказываний русских писателей.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

 Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;  умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

 Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слов, предложений- высказываний,   классифицировать звуки русского языка;  устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные  звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; правильно оформлять транскрипцию слов, выполнять фонетический разбор слов, читать осознанно и выполнять работу с текстом.

 Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать  друг с другом.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная,групповая, фронтальная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: телевизор, карточки с проверочной работой, рабочие карты успехов, карточки со словами- опорами по задачам урока.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Слово приветствие.

Урок русского языка, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!      

-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

2. Мотивация. Целеполагание, определение темы урока.

Слайд.

Слова то шелестят, как трава, то бормочут , как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд. ( К. Паустовский)

- Прочитайте строки К. Паустовского. С чем автор сравнивает слова? Какие глаголы автор употребляет для сравнения? Что значит шелестеть, бормотать ( говорить тихо, невнятно), позванивать, пересвистывать?( Толковый словарь)

- Каким словом ( глаголом) можно заменить все глаголы в предложении? ( звучат). Слова звучат по-разному. Что значит звучат? ( используйте при ответе однокоренное слово) . Т.е состоят из разных звуков.

Работа со звуками.

- Если звук к лишний, то какой признак объединяет остальные звуки? ( а ,о, к,у, ы, э, и), ( н, з,к, в, л,р), (м, п, л, с, к) ( гласные, звонкие согласные, мягкие согласные).

Слово из греческого языка

«Звук» в переводе обозначает.

Эта наука очень важна,

Мы на уроках её изучаем.

- Сформулируйте тему урока. ( Обобщение знаний о ….   …… …….  .    ………. .) . Используя слова-опоры на карточках , определите задачи урока.( - повторить, вспомнить, обобщить, давать, различать, выполнять ; - фонетика, характеристика звуков, гласные ( ударные, безударные), согласные ( звонкие, глухие; мягкие, твёрдые), фонетический разбор слова, транскрипция слова) Слушайте друг друга, чтобы не повторять ответы. Слайд 2.(- обобщить знания о звуках русского языка, уметь  их различать, давать характеристику звуков;

- выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов), орфографически правильно записывать слова.

На протяжении всего урока вы будете заполнять таблицу ваших успехов, из которой будет видно насколько успешно вы поработали на уроке.

3. Минутка чистописания.   Орфографическая минутка.

Прослушайте внимательно информацию о буквах  и запишите их:

- буква, которая обозначает 2 звука в слове яркий; (я)

-  согласная буква, которая находится в 3 слоге слова выразительный; (з)

- гласная буква, которая находится в слове богатый после согласной  буквы, обозначающей глухой непарный, твёрдый парный звук. ( ы)

- согласная буква, которая обозначает в слове красивый глухой парный, твёрдый парный звук ( к).

- Запишите слово из букв.( язык).

Объясните значение этого слова. ( орган вкуса, русский язык, т.е  национальный, государственный язык) . Значит слово язык какое? ( многозначное- омоним). Составьте предложение со словосочетанием русский язык, используя слова.

- Русский язык – один из самых красивых и выразительных языков мира. Это объясняется преобладанием в нем мелодичных звуков . А каких?: гласных и звонких согласных. Мы это сейчас пронаблюдаем.

Работа в паре.

На доске предложение:

Одно из главных богатств народа — его язык!  (запишите транскрипцию слов предложения, подсчитайте количество гласных звуков, согласных звонких и согласных глухих. Сделайте вывод, каких звуков больше. ( адно ис главных багацтв народа йиво йэзык)

количество гласных звуков

Количество согласных звонких

Количество согласных глухих

14

16

5

Вывод: в русском языке преобладают ……………… и ……………..( звонкие согласные и гласные звуки).

4. Проверка д/з ( работа в группах)

Для расширения вашего кругозора д/з было – найти и сравнить фонетические особенности русского языка и  других языков, заполнить таблицу, в которой нужно указать, в каких языках преобладают гласные, либо согласные звуки.( несколько учеников сообщают).

5.Актуализация знаний.

Упражнение «Вопрос- ответ». Все приготовили 10 вопросов по теме « Фонетика». ( фронтальный опрос).

6. Работа по теме урока.(Формирование способов практических действий).

1) - Вспомните, пожалуйста, по какому плану даём характеристику гласных и согласных звуков. ( гласные: ударные или безударные, согласные: глухие или звонкие , парные или непарные; мягкие или твёрдые, парные или непарные.)

- Вспомните позиции, когда буквы я, е, ё, ю обозначают по 2 звука. ( после гласной, в начале слова, после ъ и ь разделительных знаков).

2)Работа в группе.( карточка). Проверочная работа.

1. Объедините звуки в группы ( у с ы п д р й а ч), укажите названия групп.

Как можно распределить звуки одной из групп ещё? Выполните эту группировку.

  1. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведите номер ответа.

1)забота, льдины, итоги, месяц;

2) яблоко, цирк, йогурт, велосипед;

3) эскимо, булка, чайник, йод.

3. Прочитайте слова. Запишите , какой звук есть во всех этих словах.

Иней, ярмарка, подъём, зайка, копьё, каюта. ______________________

    4.Распределите слова по столбикам.

    Денёк, будка, поздний, дышать, груздь, удочка, держит, модный, диванчик.

Слова со звуком д

Слова со звуком д

3) Сегодня параллельно с темой «Фонетика» мы говорим и о  красоте, значимости русского языка.

Работа с текстом.

Одно из главных богатств народа — его язык!  Век за веком шёл своим неповторимым историческим путём русский народ. И во все времена его неизменным «спутником» был русский язык. Менялись века, обычаи, нравы. И всё же на протяжении тысячелетий он оставался всё тем же русским языком. Языком, на котором говорили Великий князь Киевский Владимир (Красно Солнышко), Ломоносов, Пушкин и Лермонтов,  Есенин и Чехов.

С детских лет и до самой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Первые слоги «ма-ма», колыбельные, сказки, стихи – и вот уже знакомство с русским языком началось. Оно продолжается в школе, университете, и на протяжении всей нашей жизни. 

- О чём вы узнали  из текста?  Найдите 2 абзац текста. В 1 предложении 2 абзаца найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Во 2 предложении слова, в которых звуков меньше, чем букв. Во 2 предложении найдите слово с парной согласной в корне и выполните фонетический разбор слова.( проверка по цепочке).

7. Итог урока.

1)Начали урок строками К.Г. Паустовского и заканчиваем урок строками этого писателя :

Нам дан во владение самый………, ………., …………и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский (богатый, меткий, могучий).

- Ребята, а какими  словами дополнили бы вы эти строки? Строки Паустовского звучат так.

2)Подведение итогов по рабочей таблице. У кого во всех столбцах плюсы?(8)

У кого 6- 7 +? (4)  4-5? ( 3)

3) Закончите предложения:

На уроке меня посетило …….. настроение, потому что……

 Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

8. Д\З.

Устно составить рассказ на тему «Что я знаю о звуках русского языка», представив письменно план рассказа.

Таблица успехов.

Мин. чистописания.

Орф.

Пятими

нутка

Обобщение по теме

Проверочная работа ( в группе)

Работа с текстом

Запись букв + слово

Работа в паре над предложением

(запись транскрипции, подсчёт звуков)

Упражнение «Вопрос- ответ»

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3

Задание 4

Фонетический разбор слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Фонетический анализ слова"

Цель:организовать деятельность уч-ся на уроке по закреплению правил фонетического разбора по алгоритму, учить выполнять фонетический анализ; способствовать закреплению знаний об омонимах;развивать свя...

Памятка по русскому языку: фонетический разбор слова.

Памятка по русскому языку: фонетический разбор слова. Содержит порядок и образец звуко-буквенного разбора слова....

Русский язык. Фонетический разбор слова

В помощь ученикам и родителям....