Советы родителям будущих первоклассников.
статья на тему

Беленкова Елена Николаевна

Ребенок собирается в школу... Родителям необходимо подумать о его подготовленности к такому важному этапу жизни, оценить его возможности и постараться помочь в подготовке в оставшееся до школы время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беленкова Е.Н.

РОДИТЕЛЯМ

БУДУЩИХ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

для родителей, у которых ребенок

скоро пойдет учиться в школу.

     Каждый из нас подходит к тому периоду, когда ребенку пора идти в школу. В семье скоро появится первоклассник. Это конечно, испытание не только для ребенка, но и для родителей.  

      Хочется, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, чтобы быстро привык к новому для себя окружению. Хочется, чтобы ему было интересно, и он усваивал весь тот объем знаний, который будет из года в год все увеличиваться и увеличиваться.

      Работая в школе учителем начальных классов, и дважды побывав в роли родителя первоклассника, могу предложить советы и наблюдения по поводу того, как сделать деятельность ребенка  успешной.

      Итак, уважаемые родители будущих первоклассников, надеюсь, что мои наблюдения, советы, помогут вам в нелегком деле: быть родителями первоклассника.

   Начало учебы один из самых важных периодов в жизни ребенка. Поэтому готовиться к нему надо задолго до этого события.     Развитие должно происходить ненавязчиво с самого раннего возраста. Мы с рождения прививаем ему навыки общения, объясняя, что хорошо, что плохо, учим его ориентироваться в окружающем мире, развивая наблюдательность, умение анализировать. Общаясь с нами, ребенок делает выводы, применяет знания, которые уже получил от нас. В той семье, где долго читают на ночь, малыши обычно сами рано

начинают читать и любят это делать сами. Пример старших в уважительном отношении  друг к другу, к женщине, к пожилым людям дает возможность для успешного воспитания будущего семьянина, хорошего товарища.  Если ребенок привык с детства чем-либо заниматься, для него всегда находится интересное дело, то и в будущем он будет стремиться к созиданию, а не бесцельному времяпровождению.

      Если ребенку уже 6 – 7 лет, а вы не стремились общаться с малышом так, чтобы он развивался, то можно сказать, что вы опоздали. В нем уже заложены или не заложены те качества, которые необходимы для успешной учебы.

     Все воспитание дошкольника собственно было направлено на то, чтобы подготовить его к  обучению в школе.

     Итак, попробуем оценить способности ребенка, проанализировать его представления, знания, умения.

         

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления, представления об окружающем мире, должна быть развита речь.

1. Математические представления ребенка. 

Он должен знать:

  1. состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
  2. как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  3. цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  4. знаки +, -, =, >, <;
  5. название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

  1. называть числа в прямом и обратном порядке;
  2. соотносить цифру и число предметов;
  3. составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  4. пользоваться знаками арифметических действий;
  5. измерять длину предметов с помощью условной меры;
  6. составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  7. делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  8. ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

2. В области развития речи дети должны уметь: 

  1. правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
  2. находить слова с определенным звуком;
  3. определять место звука в слове;
  4. составлять предложения из 3-4 слов;
  5.  строить сложные предложения разных видов;
  6. употреблять разные части речи точно по смыслу, используя синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
  7. отвечать на вопросы и задавать их;
  8. членить простые предложения на слова;
  9. членить слова на слоги (части); составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  10. различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  11. самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

3. В области представлений об окружающем мире ребенок должен:

  1. уметь различать по внешнему виду растения, животных, распространенных в данной местности;
  2. иметь представление о сезонных явлениях природы;
  3. иметь временные представления (дни недели, время суток, понятия «сегодня», «вчера», «завтра»); 
  4. знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Вы должны рассмотреть также социально-психологические аспекты:

  1. учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  2. умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  3. умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

У ребенка должны быть развиты:

  1. мелкие  мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  2. пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  3. координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  4. развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  5. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  6. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию).

     

   Особое значение имеет для учащегося его умение слушать. Часто ребенок неправильно выполняет задания из-за того, что не дослушивает учителя, не дочитывает задание до конца. А бывает, что выслушав, не вникает. Основная масса ребят начинает думать, искать ответ на вопрос, решение, а наш малыш отводит глаза в сторону или срочно ищет себе какое-либо постороннее занятие. Он не в состоянии начать думать. Он не привык этого делать.

      Используйте летнее время до школы с пользой. Если ребенок по многим параметрам не готов к обучению в школе, то вы не должны все лето пугать его школой и усиленно пытаться всему быстро научить. Используйте  это время для общения с малышом. Ненавязчиво обращайте его внимание на то, чему раньше  не уделялось внимания. Как можно чаще рассказывайте ребенку о том,  чему он в школе может научиться, как это будет интересно.        

      Разговаривайте с ним, обсуждайте различные проблемы, спрашивайте у него совета,  выслушивайте его мнение. И тогда ребенок будет готов к  сотрудничеству с учителем, а значит и к успешному усвоению учебного материала.

      Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние  ребенка.  Если  вас  что-то  беспокоит

в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

   

    Начав учебный год, будьте спокойны, рассудительны. По дороге в школу у вас есть возможность общаться с ребенком, используйте это время с пользой. Обсуждайте правила безопасного дорожного движения, погоду, сезонные изменения в ней и т.д. Да мало ли тем найдется для двух самых близких людей. Не запугивайте, не обижайте малыша.

    Возвращаясь из школы, интересуйтесь, что запомнилось, что понравилось, с кем ваш ребенок общался. Не пугайтесь, если ученик не помнит тем и  заданий учителя. Помогите ему наводящими вопросами. Открыв учебник, тетрадь проанализируйте классную работу,  помогите разобраться в ней, похвалите за что-либо, подскажите, что можно подправить, чтобы было еще лучше.

Требования к ребенку должны быть по силам.    Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу.

Ребенок имеет право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, бывает очень трудно. Научите ребенка аккуратно и спокойно  делать исправления. Не надо переписывать работы, учите его быть внимательным. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый   крошечный успех. Постепенно все придет в норму.

Приучайте к самостоятельности разумно. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить. Но и давать полную самостоятельность не стоит. Расспросите, как ребенок будет выполнять задание, подкорректируйте, если что-то понял не так. Обратите внимание на трудные слова, на буквы, обозначающие гласные звуки в словах. Придумывайте свои истории, сказки, правила про трудные написания.

Не приучайте к частым телефонным звонкам. Настройте ребенка, что в школе не страшно, что его там ждут, ему рады, что он в безопасности. Договоритесь, что при возникновении каких-то проблем он будет в первую очередь обращаться к учителю. Заранее проговорите с ребенком, как он должен обратиться в той или иной ситуации.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем несложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Бейте тревогу и принимайте меры если:

  1.  ребенок проявляет полное отсутствие интереса к учебе, вялость и безынициативность по отношению к школе и урокам;
  2.  нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянными капризами, либо симптомами болезни (кашель, насморк, рвота, понос).
  3.  у ребенка отсутствуют школьные друзья;
  4. в усвоении учебных навыков отсутствует положительная динамика.

Советуйтесь с учителем, не разобравшись - не осуждайте, не критикуйте, а поговорите. Очень часто все оказывается совсем не так, как преподносится это ребенком. Главное будьте другом своему ребенку. Не обсуждайте при нем учителей, других детей, их родителей.

       Очень часто дети, ссорясь, высказывают друг другу совсем не детские замечания, явно услышанные от взрослых. Поссорившись, дети мирятся. А вот родители  -  нет.

       Будьте корректными по отношению к своим детям, их одноклассникам, учителям.

Успехов в учебе!



Предварительный просмотр:

Беленкова Е.Н.

РОДИТЕЛЯМ

БУДУЩИХ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

для родителей, у которых ребенок

скоро пойдет учиться в школу.

     Каждый из нас подходит к тому периоду, когда ребенку пора идти в школу. В семье скоро появится первоклассник. Это конечно, испытание не только для ребенка, но и для родителей.  

      Хочется, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, чтобы быстро привык к новому для себя окружению. Хочется, чтобы ему было интересно, и он усваивал весь тот объем знаний, который будет из года в год все увеличиваться и увеличиваться.

      Работая в школе учителем начальных классов, и дважды побывав в роли родителя первоклассника, могу предложить советы и наблюдения по поводу того, как сделать деятельность ребенка  успешной.

      Итак, уважаемые родители будущих первоклассников, надеюсь, что мои наблюдения, советы, помогут вам в нелегком деле: быть родителями первоклассника.

   Начало учебы один из самых важных периодов в жизни ребенка. Поэтому готовиться к нему надо задолго до этого события.     Развитие должно происходить ненавязчиво с самого раннего возраста. Мы с рождения прививаем ему навыки общения, объясняя, что хорошо, что плохо, учим его ориентироваться в окружающем мире, развивая наблюдательность, умение анализировать. Общаясь с нами, ребенок делает выводы, применяет знания, которые уже получил от нас. В той семье, где долго читают на ночь, малыши обычно сами рано

начинают читать и любят это делать сами. Пример старших в уважительном отношении  друг к другу, к женщине, к пожилым людям дает возможность для успешного воспитания будущего семьянина, хорошего товарища.  Если ребенок привык с детства чем-либо заниматься, для него всегда находится интересное дело, то и в будущем он будет стремиться к созиданию, а не бесцельному времяпровождению.

      Если ребенку уже 6 – 7 лет, а вы не стремились общаться с малышом так, чтобы он развивался, то можно сказать, что вы опоздали. В нем уже заложены или не заложены те качества, которые необходимы для успешной учебы.

     Все воспитание дошкольника собственно было направлено на то, чтобы подготовить его к  обучению в школе.

     Итак, попробуем оценить способности ребенка, проанализировать его представления, знания, умения.

         

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления, представления об окружающем мире, должна быть развита речь.

1. Математические представления ребенка. 

Он должен знать:

  1. состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
  2. как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  3. цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  4. знаки +, -, =, >, <;
  5. название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

  1. называть числа в прямом и обратном порядке;
  2. соотносить цифру и число предметов;
  3. составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  4. пользоваться знаками арифметических действий;
  5. измерять длину предметов с помощью условной меры;
  6. составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  7. делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  8. ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

2. В области развития речи дети должны уметь: 

  1. правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
  2. находить слова с определенным звуком;
  3. определять место звука в слове;
  4. составлять предложения из 3-4 слов;
  5.  строить сложные предложения разных видов;
  6. употреблять разные части речи точно по смыслу, используя синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
  7. отвечать на вопросы и задавать их;
  8. членить простые предложения на слова;
  9. членить слова на слоги (части); составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  10. различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  11. самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

3. В области представлений об окружающем мире ребенок должен:

  1. уметь различать по внешнему виду растения, животных, распространенных в данной местности;
  2. иметь представление о сезонных явлениях природы;
  3. иметь временные представления (дни недели, время суток, понятия «сегодня», «вчера», «завтра»); 
  4. знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Вы должны рассмотреть также социально-психологические аспекты:

  1. учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  2. умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  3. умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

У ребенка должны быть развиты:

  1. мелкие  мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  2. пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  3. координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  4. развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  5. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  6. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию).

     

   Особое значение имеет для учащегося его умение слушать. Часто ребенок неправильно выполняет задания из-за того, что не дослушивает учителя, не дочитывает задание до конца. А бывает, что выслушав, не вникает. Основная масса ребят начинает думать, искать ответ на вопрос, решение, а наш малыш отводит глаза в сторону или срочно ищет себе какое-либо постороннее занятие. Он не в состоянии начать думать. Он не привык этого делать.

      Используйте летнее время до школы с пользой. Если ребенок по многим параметрам не готов к обучению в школе, то вы не должны все лето пугать его школой и усиленно пытаться всему быстро научить. Используйте  это время для общения с малышом. Ненавязчиво обращайте его внимание на то, чему раньше  не уделялось внимания. Как можно чаще рассказывайте ребенку о том,  чему он в школе может научиться, как это будет интересно.        

      Разговаривайте с ним, обсуждайте различные проблемы, спрашивайте у него совета,  выслушивайте его мнение. И тогда ребенок будет готов к  сотрудничеству с учителем, а значит и к успешному усвоению учебного материала.

      Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние  ребенка.  Если  вас  что-то  беспокоит

в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

   

    Начав учебный год, будьте спокойны, рассудительны. По дороге в школу у вас есть возможность общаться с ребенком, используйте это время с пользой. Обсуждайте правила безопасного дорожного движения, погоду, сезонные изменения в ней и т.д. Да мало ли тем найдется для двух самых близких людей. Не запугивайте, не обижайте малыша.

    Возвращаясь из школы, интересуйтесь, что запомнилось, что понравилось, с кем ваш ребенок общался. Не пугайтесь, если ученик не помнит тем и  заданий учителя. Помогите ему наводящими вопросами. Открыв учебник, тетрадь проанализируйте классную работу,  помогите разобраться в ней, похвалите за что-либо, подскажите, что можно подправить, чтобы было еще лучше.

Требования к ребенку должны быть по силам.    Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу.

Ребенок имеет право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, бывает очень трудно. Научите ребенка аккуратно и спокойно  делать исправления. Не надо переписывать работы, учите его быть внимательным. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый   крошечный успех. Постепенно все придет в норму.

Приучайте к самостоятельности разумно. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить. Но и давать полную самостоятельность не стоит. Расспросите, как ребенок будет выполнять задание, подкорректируйте, если что-то понял не так. Обратите внимание на трудные слова, на буквы, обозначающие гласные звуки в словах. Придумывайте свои истории, сказки, правила про трудные написания.

Не приучайте к частым телефонным звонкам. Настройте ребенка, что в школе не страшно, что его там ждут, ему рады, что он в безопасности. Договоритесь, что при возникновении каких-то проблем он будет в первую очередь обращаться к учителю. Заранее проговорите с ребенком, как он должен обратиться в той или иной ситуации.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем несложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Бейте тревогу и принимайте меры если:

  1.  ребенок проявляет полное отсутствие интереса к учебе, вялость и безынициативность по отношению к школе и урокам;
  2.  нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянными капризами, либо симптомами болезни (кашель, насморк, рвота, понос).
  3.  у ребенка отсутствуют школьные друзья;
  4. в усвоении учебных навыков отсутствует положительная динамика.

Советуйтесь с учителем, не разобравшись - не осуждайте, не критикуйте, а поговорите. Очень часто все оказывается совсем не так, как преподносится это ребенком. Главное будьте другом своему ребенку. Не обсуждайте при нем учителей, других детей, их родителей.

       Очень часто дети, ссорясь, высказывают друг другу совсем не детские замечания, явно услышанные от взрослых. Поссорившись, дети мирятся. А вот родители  -  нет.

       Будьте корректными по отношению к своим детям, их одноклассникам, учителям.

Успехов в учебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям будущих первоклассников

Советы будут полезны родителям будущих первоклассников...

Советы родителям будущих первоклассников.

Родителям первоклассников будет интересно узнать о  готовности  к школе .Как организовать обучение ребенка, чтобы он с удовольствием ходил в школу?Как помочь детям делать уроки?...

Советы родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников.       Волнительное это дело - первый раз в первый класс. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомой мир. Что же нужно,...

12 советов родителям будущих первоклассников

Елена Владимировна Рылеева, психолог, педагог. Скоро в школу... Этой осенью   ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с но...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....