Критерии готовности к школьному обучению
консультация по теме

Фоминская Екатерина Алексеевна

Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации51.15 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!                                           

Для многих из вас  на сегодняшний день встал вопрос поступления ребёнка в школу. Вместе с этим появились проблемы выбора учебной программы, формы обучения, готовности к школьному обучению.

В решении этих вопросов вам могут помочь педагоги и психологи  . При обращении вы можете получить рекомендации по выбору системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения), выявлению уровня подготовки к школьному обучению, по составлению индивидуального плана подготовки ребёнка к началу обучения, коррекционной работе, а также информацию о ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов – необходимое условие для успешного обучения первоклассника.

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

  1. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  2. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
  3. Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Социально-психологическая готовность:

  1. учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний),
  2. умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых),
  3. умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья а также развитие школьно-значимых психологических функций:

  1. развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами),
  2. пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа),
  3. координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  1. уметь чётко произносить все звуки речи
  2. уметь интонационно выделять звук в словах
  3. уметь выделять заданный звук в потоке речи
  4. уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
  5. уметь произносить слова по слогам
  6. уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
  7. уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и     т.д.
  8. уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
  9. уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
  10. уметь составлять несколько предложений о предмете
  11. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  12. уметь наизусть читать любимые стихотворения
  13. знать автора прочитанного стихотворения
  14. уметь последовательно передавать содержание сказки

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

  1. знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
  2. уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
  3. уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  4. знать знаки +, -, =,<, >.
  5. уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
  6. уметь соотносить цифру и число предметов
  7. уметь сравнивать 2 группы предметов
  8. уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  9. знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, ромб, трапеция.
  10. уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  11. уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
  12. уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  1. уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки
  2. уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
  3. уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
  4. иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
  5. знать 1-2-3 комнатных растения
  6. знать названия 12 месяцев года
  7. знать названия всех дней недели
  8. Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
  9. в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
  10. полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
  11. знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Самое главное это Ваша любовь, вера, забота, активное участие в школьной жизни вашего ребёнка. Помните об этом и у Вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей.        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....

Критерии готовности ребенка к обучению в школе.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть элементарные математические представления, умения в области развития речи  и представления об окружающем мире....

" Критерии готовности ребёнка к обучению в школе."

Кажется ещё вчера малыш изъяснялся знаками в песочнице, а сегодня уже самостоятельно читает, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует английское ст...

Критерии готовности ребенка к обучению в школе

Материал для родителей будущих первоклассников...

Критерии готовности ребенка к обучению в школе

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные представления....