Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
статья (1 класс) по теме

Горбатова Наталья Алексеевна

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется структура игровой деятельности, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре.

Стремление ребенка к познанию и творчеству не может прийти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребенка. Малыш всегда чувствует, насколько приятно взрослому общаться и заниматься с ним. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.

        При формировании инициативности важно: уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребёнка подчинена инструкциям взрослых; ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества; поощрять любую инициативу, поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть её достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

        Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.

        Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

        Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьёй, обществом, самим собой. Родителям следует разъяснить ребёнку, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь, и на конкретных примерах показать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.


         Чтобы понять малыша, нужно уметь подняться до его уровня, и стесняться этого совсем не нужно. Как только вы это сделаете, ребенок будет с жадностью ловить каждое ваше слово. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом. Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретет уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребенка — с развитием малыша будет все в порядке. Самое главное понять, что
подготовка к школе — это длительный, постепенный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы.

Многие родители полагают, что для развития дошкольника и его подготовки к школе достаточно научить основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребенок правильно понимал и усваивал основы математики, грамоты и письма сначала ему необходимо развивать мышление, память, воображение и восприятие.

(рабочая тетрадь – 2 ч., показать)

Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, его физическим психическим развитием. Любые отклонения в здоровье будут помехой в учении.

Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать. В любую погоду бывать на свежем воздухе, причём не, просто гулять, а активно двигаться. К чёткому распорядку дня ребёнка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определённые правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и то же время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу всё на место, аккуратно ешь и др.) Дети должны уметь себя обслуживать (завязывать шнурки).

Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.

Не заставляйте ребёнка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможно переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей рук. Сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с товарищами.

Вторым важным показателем готовности к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора. У ребёнка, как правило, накоплен богатый чувственный опыт: представления о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Должны быть накоплены и знания о нашей Родине, труде людей (профессиях). Должны иметь представления о пространстве и времени, знания о числе, счёте.

У детей дошкольного возраста должны быть сформированы и определённые интеллектуальные умения: ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать несложные задачи. Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь. Учите стишки.

Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к старшим (говорят учителю привет, пока). Излагая просьбу или желание, употреблять «волшебные слова», должны вежливо извиниться.

Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе. Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребёнку, как усложняют его будущую жизнь.

Нужна ли специальная подготовка к школе?

        Перед родителями возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошёл легко, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием?

        Ответы на них совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребёнок приходит в первый класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребёнка, полагая, что его всему научат в школе. И действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается «с нуля».

        Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребёнком в разные звуковые, силовые и математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счёту. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь.

        Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит.

        С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Поиграем с сыном в жуков. Вот жуки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полёт и жужжание. «Какую песенку мы поём?» - прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж», - отвечает она сама, если сын не понял её вопроса. И малыш с удовольствием присоединится: «Ж-ж-ж». «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе – ж-ж-жук»

«Давай ещё поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка, угадай: это очень вкусное слово, сладкое, ты очень любишь кушать это летом.

Ну конечно, ты угадал: мороженое. Давай вместе скажем это вкусное слово так, чтобы услышать в нём песенку жука. А ещё какое вкусное слово ты знаешь? Мы иногда едим это с чаем. «Варенье?» «Послушай внимательно: ва-ре-нье. Слышишь ты в нём песенку жука? Нет, этой песенки там нет. А в слове пирожное ты слышишь песенку жука?» «Да!» -Ну-ка, скажем это слово вместе: пирож-ж-жное. 

        Что произошло в этой игре? Мы переключили внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

        В чём сложность обучения чтению в русском языке? В нём нет чёткого соответствия звука и буквы. Практически все согласные буквы обозначают два звука – твёрдый и мягкий. При чтении мы должны обязательно «забегать» глазами вперёд, читать как бы кругом движением: сначала смотрим на гласную, затем возвращаемся к согласной и только после этого читаем слог. Гласные буквы а и я, о и ё, у и ю обозначают соответственно один и тот же гласный звук – а, о, у, но буквы а, о, у, ы, э указывают, что предшествующий им согласный нужно произносить твёрдо, а буквы я, ё, ю, и, е указывают на мягкость этого согласного.  Именно отсюда происходят у детей те хорошо знакомые учителям «муки слияния»: ребёнок не может открыть для себя правило ориентации на гласную букву и тщетно пытается сложить в слово непокорные буквы. Чем свободнее ваш малыш научится играть со звуками родного языка, тем легче произойдёт овладение чтением.

        Вторая сторона обучения грамоте – письмо. Нужно ли учить ребёнка писать письменными буквами до школы? Нет, ни в коем случае! «Но ведь именно с письмом первоклассники испытывают наибольшие трудности!» - возразят нам многие мамы и папы. Да, это так. Писать малышу, особенно шестилетнему, очень трудно. И именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого.

        Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя, можно значительно раньше. Но не давайте ребёнку сразу большую картинку. И покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур.

        Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движениями руки.

        Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс. Важно, чтобы к 6-7 годам ребёнок был подготовлен к усвоению письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

        В школе есть ещё один предмет, к которому родители начинают готовить ребёнка задолго до поступления в школу, - это математика. Что должен знать и уметь до школы:

- прямой и обратный счёт до 10, количественный («сколько») и порядковый («который») счёт. Предыдущее и последующее числа (за числом, перед числом, между числами);

- сравнивать предметы по величине, длине, ширине;

-изображать и называть геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, круг).

Давайте посмотрим, как считает малыш.

        - Наша Дашенька, - рассказывает мне молодая бабушка, гордо глядя на прелестную внучку четырёх лет, - свободно уже считает уже до двадцати!

        - Какая умница! – искренне восхищаюсь я и, вынув из вазы четыре конфеты, кладу их перед Дашей.

        - Сколько здесь конфет, Дашенька?

        - Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь… - быстро, скороговоркой начинает девочка.

        - Даша, что ты?! – с ужасом восклицает бабушка и обращается ко мне: - Ей, видно, не хочется сейчас считать.

        - Да нет, дело не в этом. Девочка заучила числовой ряд, что, кстати, не сложно при хорошей детской памяти. Но она совсем не соотносит эти слова с количеством предметов. Учить считать – это значит с самого начала считать что-то: кубики, конфеты, кукол – что угодно. И начинать не с двадцати, а с двух предметов: «Один, два», - и при этом дотрагиваться пальчиком до того, что считаем. «Сколько всего?» оказывается, это очень трудный вопрос! «Сколько?» - спрашивает мама, и Вова повторяет: «Один, два». «Так сколько же всего?» - начинает сердиться мама. И слышит в ответ уже шёпотом: «Один, два», и уже слёзы на глазах – чего от него хотят?

        Он сделал точно так, как показала мама, - пальчиком посчитал: «Один, два». Мама забыла после этого обвести рукой оба предмета и сказать: «Всего два».

        Но это, конечно, случаи с маленькими дошколятами.  Ваш ребёнок уже большой, он справляется с таким счётом и действительно умеет посчитать предметы до 10 и до 20. А как он умеет думать?

        Пусть ребёнок считает каждый раз в практической деятельности и узнает разные способы определения количества. А чтобы было ещё интереснее, а в школе ещё легче, научите его придумывать и решать задачи. Начинайте с самых простых. Дайте ребёнку два яблока, а одно возьмите себе. И покажите, какие разные вопросы можно задать, какие задачи придумать: «У мамы одно яблоко, а у Вани – два. Сколько всего яблок у мамы и Вани?» Числа небольшие, процесс решения совсем не затрудняет мальчика, его внимание должно быть направлено на составление задачи. А можно по-другому придумать: «У мамы одно яблоко, а у Вани – два. На сколько яблок у мамы меньше, чем у Вани?» - «На одно!» - радостно кричит Ваня. Теперь предложите сыну самому придумать задачку. Сначала она будет похожа на вашу, только не про яблоки, а про конфеты. Важно, чтобы ребёнок понял принцип составления задач, а разнообразие сюжетов придёт с вашей помощью попозже.

        Итак, ваш ребёнок идёт в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Желаю успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!

Заключение

        Родители являются первыми педагогами своего ребёнка. К сожалению, не все родители знают об этом и свои обязанности перекладывают на воспитателей, а потом на учителей.

        Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

- относиться к ребёнку как к равному партнёру;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми (каждый      ребёнок уникален);

-  знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их при воспитании;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие доверительные отношения с ребёнком.

        Семья и образовательное учреждение, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

        Формирование школьной готовности есть проблема комплексная, требующая как усиленного внимания специалистов, так и родителей ребёнка.

        В конце года (в мае месяце) будет родительское собрание. Надо будет написать заявление, заключить договор, принести копию свидетельства о рождении, 2 фотографии 3*4, перед первым сентября справку из амбулатории. Скажу, какую азбуку купить, прописи, рабочие тетради.  Лучше покупать коллективно. Сейчас надо собрать сумку с принадлежностями: карандаш простой, ручку, цветные карандаши, тетрадь в клетку, широкую линейку, рабочие тетради по математике, обучению грамоте, развитие памяти, мышления, счётный материал, палочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"

В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации  и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...

Выступление на родительском собрании. «Как помочь ребёнку хорошо учиться»

    Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родит...

Выступление на родительском собрании для будущих первоклассников: "Ваш ребёнок идёт в первый класс"

Данный материал содержит практические советы для родителей по подготовке детей к школьному обучению....

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...