Советы психолога маленькому ученику
консультация по теме

Карлова Елена Дмитриевна

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть "хорошим послушным мальчиком" или "милой весёлой девочкой". В придачу к этим замечательным качествам надо ещё обладать специальными учебными умениями. В этой статье приводятся некоторые советы, которые будут полезны многим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_psikhologa_malenkomu_ucheniku.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА МАЛЕНЬКОМУ УЧЕНИКУ

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть "хорошим послушным мальчиком" или "милой весёлой девочкой". В придачу к этим замечательным качествам надо ещё обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано с тем, что ребёнок, ранее полностью устраивавший родителй, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребёнку трудно даётся выучивание стихов, если учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она даёт на уроках? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приёмы. Важнейший из них - образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций. Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребёнка созданию рисунков, отражающих заучиваемый материал. Проводится она так.

Ребёнку предлагают "поиграть в интересную игру":

- Я буду рассказывать тебе интересные истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: "Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли играли во дворе. Вчера шёл дождь, а сегодня светит солнце". После каждой фразы ("истории") делается большая пауза, чтобы ребёнок успел нарисовать рисунок для её запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное - это сделать рисунок побыстрее. Если ребёнок слишком увлекается самим процессом рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: "По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю".

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придётся подсказать их содержание и побудить ребёнка ограничиться предельно схематическим изображением.

Как мы запомним, что дождь шёл вчера? Давай его нарисуем и зачеркнём: ведь сегодня он уже не идёт. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:


В одно занятие не следует давать более трёх-четырёх фраз. Вспомнить их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребёнку дают его рисунки, и он "читает" по ним рассказанные ему "истории". При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если  он говорит: "дождь кончился, и вышло солнце, то надо задать ему наводящий вопрос: "А как у нас было сказано - когда шёл дождь? Правильно, "вчера шёл дождь"... Как дальше?" Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребёнку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: "Видишь, как хорошо ты всё запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками".

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, "что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю". Благодаря такому обсуждению ребёнок научится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребёнку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объём, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда всё же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять всё стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребёнком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребёнку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребёнка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. "Расскажи, как ты будешь это делать" - подобными предложениями взрослый может побуждать ребёнка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобиться), к убиранию игрушек (что куцда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, - в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающий. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную  ребёнком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребёнка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь - приготовление уроков, утренний ритуал сбора в школу, вечернюю уборку игрушек, - это вы решите сами. Только не надо хвататься за всё сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребёнок, владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему всё время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца, соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок. Вот, например, задание "Где ошибся Буратино?":

- Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: "Нарисуй точно так же". А Буратино всё время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где Буратино ошибся, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:

Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из "конструктора", или разложить картинки в определённом порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведёт к способности проверять себя самого, а это - основа внимания к своим действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

советы психолога

Советы психолога родителям первоклассников...

Советы психолога родителям

Советы психолога родителямпомогают решить вопрос о том,  как вести себя в трудной ситуации...

Советы мамам маленьких музыкантов. О концертном волнении.

В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний моды, ваших предпочтений, но и физических воз...

Советы психолога. Как создать ситуацию успеха для слабоуспевающего ученика.

В статье публикую материал, который ОЧЕНЬ помогает мне как учителю, да и как маме ученика, - создать ситуацию успеха, применяя психологические советы....

Статья по психологии "Маленькие удачники и неудачники"

Предлагаю наблюдения и выводы из собственного опыта работы с детьми младшего школьного возраста....

Книги для самых маленьких учеников – первоклассников. Родительский опыт, советы.

       Многие мамы и папы задают  вопрос: «Нужно ли родителям читать своему ребенку книги?»  Некоторые считают, что это делать совсем необязательно. Др...