Советы мамам маленьких музыкантов. О концертном волнении.
статья на тему

Ряховская Кира Сергеевна

В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний моды, ваших предпочтений, но и физических возможностей малыша. Необходимо при этом

участие опытного наставника, педагога, который заботится не только о пополнении контингента своего класса. К примеру, если у ребёнка какие-то проблемы с дыхательной системой, то выбор духового инструмента – флейты, кларнета и др. – способствует

улучшению состояния здоровья. Оздоровительный эффект от занятий будет ощутим уже через несколько месяцев.

После того, как  выбраны инструмент, будущий педагог, можно ли гарантировать успех будущих занятий? Не отразятся ли они на здоровье начинающего музыканта? Как будут проходить занятия малыша? Сами условия, в которых проходят уроки, должны отвечать

определённым требованиям.

Ребенок приходит на  занятия после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги под стулом. Надо помнить, что у

6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У  детей мышцы плечевого пояса и бедер  развиты

хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.  Хороши здесь физминутки, двигательные паузы.

Двигательная разрядка необходима для детей любого возраста, а для малышей особенно, оно обусловлена особенностями их физического и психического развития и даёт не только перемену занятий и отдых ребёнку, но и помогает овладеть движениями,

необходимыми для игры на инструменте. Маленькие дети с увлечением изображают любимых животных и птиц, их походку, движения;  при изучении метроритма используются ролевые игры, изображающие движения членов семьи, какого-либо вида транспорта.

Многие родители придают огромное значение выступлениям своих родных чад. Хотелось бы обратить внимание мам и дочерей на вещи, казалось бы, маловажные. Конечно же, 95 процентов успеха концертного выступления зависит от подготволенности, от труда,

вдохновения и т.п. Но сам выход и внешний вид тоже, оказывается, имеют значение.

   Замечание для девочек.

Высокие каблуки на эстраде противопоказаны: пианистке они мешают пользоваться педалью. Сюда же можно отнести и форму носка обуви: чересчур острый или «обрубленный» носок обуви также негативно сказывается на технике владения педалью. Очень

важным со всех точек зрения обстоятельством является одежда, но выбирать ее следует прежде всего из соображений удобства, причем в идеале костюм должен быть настолько удобным, чтобы не отвлекать внимание исполнительницы.

 Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители. Большинство из них передвигаются, вынося центр тяжести тела вперед и соответст-

венно наклоняя корпус. Фигура становится стройной, если ходить на восточный манер – легко, ступая сначала на пятки. Подбородок не следует при этом пригибать к груди. Хорошая осанка означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глу-

бокое дыхание и лучшее самочувствие, а, следовательно, и уверенность в себе. wink

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estradnoe_vystuplenie.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Эстрадное выступление –    радостный творческий процесс.                

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несёт в себе энергию, содержащую определённые этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Филипп Эммануэль Бах  отмечал, что «музыкант может тронуть сердце слушателя, только если сам он преисполнен переживаниями».

Если чувство отражает устойчивое отношение к кому-то или чему-то, то к эмоциям относят конкретную форму протекания психического процесса переживания того или иного чувства. Чувство может проявляться в разных эмоциях.

Эмоция радости возникает чаще всего при достижении человеком социально значимых результатов, когда его начинают ценить другие, и он осознаёт, что его любят и уважают. Встречи с близкими друзьями, избавление от негативных эмоций – гнева, страха; интерес и близость к природе и искусству; ощущение полноты здоровья – все эти переживания неразрывно связаны с ощущением личностного роста, расширения собственного Я.

Важным психологическим феноменом чувства радости является сопричастность со всем миром в целом, когда человек ощущает своё единство с ним.

Отрицательных переживаний в жизни человека оказывается гораздо больше, чем положительных.

Много эмоций, чаще всего отрицательных, приносят человеку стрессовые ситуации. Небольшой стресс может повышать эффективность деятельности, но чрезмерный уровень напряжения дезорганизует её. Музыкант, передающий при помощи своего искусства различные чувства и их оттенки, должен хорошо владеть собой, анализировать и управлять протеканием своих эмоций, своим психическим состоянием. Особенно это необходимо на концертном выступлении. Для того, чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачёте, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.

Оптимальное концертное состояние (ОКС) по своим по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальным боевым состоянием. И поэтому логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трём параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.

Хорошая физическая подготовка, подготовка, дающая ощущение здоровья, силы. выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления. При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука.

Слагаемыми ОКС являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта.

Есть ряд приёмов и методов, повышающих психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе то место, где будет выступать, чтобы привыкнуть, пусть в воображении, к тем условиям. На первом этапе проводится расслабление мышц тела, погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – самовнушение, прорабатывается образная картина концертного выступления.

Игра перед воображаемой аудиторией.

На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что играешь перед аудиторией. Музыкальное произведение может быть записано на магнитофон. Вместо зрителей может быть выставлен ряд стульев, и на них посажены игрушки.

Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям, но при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. 

«Пусть это исполнение будет редким, но наиважнейшим событием в процессе работы», говорил своим ученикам А.Б.Гольденвейзер. Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приёма уменьшают влияние волнения на исполнение. Обыгрывания  произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более психотравмирующего для ученика, чем вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах.

Эмоциональный компонент ОКС складывается из ощущений эмоционального подъёма, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей и приносить им своим искусством радость. Такого состояния легче добиваться исполнителям экстравертного плана, по сравнению с интровертами, но  и у последних эмоциональное состояние может быть оптимизировано.

Умение сосредоточивать внимание и удерживать длительно его на каком-либо объекте – такой же важный компонент ОКС, как и поддержание хорошей физической формы и введения исполнителя в нужное эмоциональное состояние. Поэтому упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки музыканта-исполнителя.

ОКС противостоят такие неблагоприятные для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. Сильное волнение проявляется в напряжённых и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряжёнными, дыхание – учащённым и поверхностным, ладони – влажные, кожа покрывается пятнами. Долго пребывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и входит в состояние апатии - полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. Так бывает в результате долгого ожидания очерёдности выступления не только у музыкантов, но и у начинающих спортсменов, актёров, артистов цирка.

При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек учится справляться со своим волнением.

Одной из драм является то, что те из музыкантов, которые обладают более тонко организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, а, следовательно, и одухотворённостью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного выступления. Как бы ни были велики психологические сложности публичного выступления, они могут быть с успехом устранены, если молодой музыкант будет владеть соответствующими приёмами и способами их преодоления. Как правило, удачным выступлениям сопутствует приподнятое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Иосиф Гофман советовал: «Если вы абсолютно уверены, что причиной всему ваша «нервозность», то укрепляйте нервы при помощи соответствующих упражнений на свежем воздухе и обратитесь за советом к врачу. Но вполне ли вы убеждены, что ваша «нервозность» не есть просто другое название самолюбия или, ещё хуже «нечистой совести» в смысле недостаточной технической уверенности? В последнем случае вы должны усовершенствовать свою технику, а в первом – научиться изгонять всякую мысль о своём драгоценном «Я», равно как и об отношении к вам слушателей, и сосредоточиться на работе, которую вам предстоит выполнить. Этого вы вполне можете добиться при помощи силы воли и упорного самовоспитания».

Способность находиться в ОКС тесно связана с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства, сковывающей застенчивости. Самое же главное здесь – горячее желание выступать перед слушателями и общаться с ними посредством музыки. У тех, кто не обладает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками.

Чаще всего это бывает у музыкантов, у которых:                                                                        

- отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение;

- не сформирована потребность в выступлении перед слушателями;

- отмечается высокая личностная тревожность и как следствие этого – снижение  эмоциональной устойчивости;

- не осознаны цели обучения;

- исполняемые произведения недостаточно хорошо выучены;

- сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;

- внутренняя установка направлена не столько на исполнение в нужном образе произведения, сколько на самооценку собственной личности.

Сцена… Сколько противоречивых ощущений, чувств, настроений испытывает здесь музыкант-исполнитель! Его состояние на эстраде так сильно отличается от привычного. Дома он один на один с инструментом, а в зале – перед публикой, дома он спокоен, а на эстраде волнуется. На репетиции он может раз, другой повторить фрагмент, который его не удовлетворяет, а здесь должен в одном-единственном варианте произведения передать всё лучшее, что задумал, выстрадал художник.

Именно в этот момент он должен сотворить такую интерпретацию, чтобы произведение предстало в наиболее выигрышном, впечатляющем виде перед публикой, должен, как говорил великий пианист Артур Рубинштейн, «пролить на сцене хотя бы капельку свежей крови – тогда он настоящий артист».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертно-конкурсная программа в начальных классах "Мама, как я тебя люблю!"

День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять всех матерей. Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произно...

Советы психолога маленькому ученику

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы не...

Интонация. Первые шаги маленького музыканта.

Современные педагогические технологии с акцентом на здоровьесбережение....

Статья "7 советов мамам по воспитанию девочки"

Статья "7 советов мамам по воспитанию девочки" будет полезна мамам. Может быть использована классным руководителям на родительском собрании....

Статья "7 советов мамам по воспитанию мальчика"

В воспитании детей существуют общие правила и рекомендации, как вырастить ребенка счастливым, здоровым и успешным, при этом в воспитании девочек и мальчиков существуют свои особенности, нюан...

Праздничная концертная программа ко Дню космонавтики, или приключения Маленького принца. Авторы: Балашова Н.И., Бордовская Т.И.

Концертная программа ко Дню космонавтикидля учащихся 1-6 классаУчаствуют танцевальная группа, хор.Авторы: Н.И.Балашова, Т.И.Бордовская...

Сценическое волнение у детей перед концертным выступлением: пути преодоления (из опыта работы)

Проблема публичного волнения перед выступлением существует как у детей, так и у взрослых. Одна из задач педагога, руководителя ансамбля, научить справляться с ним. В статье приводятся способы преодоле...