Выступление на родительском собрании на тему: «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников».
консультация (1 класс) на тему

Милютина Анна Валентиновна

Родительские собрания проходили 16.09.2015 в первых классах, выступление педагога - психолога было посвящено профилактике школьных трудностей у будущих первоклассников, а также родителям были даны информационные материалы с рекомендациями, посвящёнными предотвращению школьной дезадаптации. Цель: 1. Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. 2. Дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников.  Подготовка памяток – рекомендаций для родителей;  Подготовка демонстрационного слайда «Факторы успешной адаптации и подготовки к школе». Основные понятия: адаптация, положительный эмоциональный фон, мотивация, дезадаптация, невроз первоклассника, родительские притязания, режим дня. Ход собрания: Ребёнок приходит в школу уже личностью, со своей картиной мира и определёнными стереотипами поведения в мире детей и взрослых. И для него серьёзным испытанием является достижение внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителя. По данным врачей, в первые, месяцы школьной жизни многие дети худеют, тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Это естественная реакция ребёнка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, называется адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает 2 – 3 месяца. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушением адаптации) является, как правило, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный, не всегда удачный опыт. Они сообщают ребёнку, о том, что именно он несёт ответственность за их самочувствие и внутреннее состояние . Ребёнок думает, что всегда должен радовать своих родителей и не имеет права на ошибку. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В итоге теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться. Хотелось бы посоветовать всем: не ставьте перед ребёнком непосильных задач, например: «Учи всегда и всё!» Это по силам не каждому ребёнку и нередко ведёт к возникновению «синдрома отличника». Опасность завышенных требований родителей ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности, что приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми и является источником неврозов, соматических расстройств. Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причём будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и не вербальной (обнять, прижать к себе, поцеловать, погладить по голове). Вручение родителям памяток – рекомендаций: 1. «Предотвращение школьной дезадаптации»; 2. «Режим дня первоклассника».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режим дня первоклассника

Режим дня школьника, особенно первоклассника, сильно отличается от режима дня дошкольника. И родители должны осознавать, что перестроиться, в первую очередь, нужно им самим. Если дошкольнику можно в садик не пойти, проспать, прийти позже, то со школой такая ситуация неприемлема.

Прежде всего следует уяснить, что соблюдение режима для ребенка очень важно, поэтому нужно организовать правильную очередность различных видов деятельности и свободного времени. Режим действительно влияет на настроение ребенка и его самочувствие, это факт.

Если не соблюдать правильный режим дня, то ребенок постепенно становится вялым, плохо воспринимает информацию, а также становится подверженным к различного рода заболеваниям. При соблюдении режима ребенок правильно настраивается на отдых, учебу, он становится физически активней, более успешно идет обучение в школе. Когда ребенок живет по режиму, у него правильно формируются условные рефлексы, способствующие более быстрому засыпанию в вечернее время и бодрому началу дня.

Конечно же, когда ребенок полноценно спит ночью, он лучше начинает воспринимать всю информацию на уроках, быстрее исполняет поставленные ему по учебе задачи. Одним словом в разы повышается работоспособность. Родителям необходимо учесть, что ребенку нужно выделить определенное время, чтобы он мог спокойно собираться по утрам в школу. Осуществить подъем ребенку надо примерно за полтора часа до начала уроков. Время выбирается в зависимости от удаленности вашего дома от школы.

На завтрак оставляйте 20 минут. Желательно, чтобы ребенок не только завтракал, но и успевал вымыть за собой посуду.

Приводите ребенка за 15 минут до начала занятий – ребенок должен знать, что он не опаздывает, у него есть время спокойно раздеться, переобуться.

После школы дайте ребенку отдохнуть. Отдых на свежем воздухе – лучшее решение, если позволяет погода. Самое лучшее время для приготовления домашних заданий - с 16 часов. Физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам. С самого начала приучайте первоклассника садиться за уроки в одно и то же время. Сначала это будет непросто. Выполнение домашних заданий у первоклассника не должно занимать больше часа. Следите за осанкой ребенка, за перерывами, и, чередованием устных и письменных заданий. Оставшееся время можно заполнить секциями или кружками.

Ограничивайте просмотр телевизора. Конкретно в учебную неделю ребенку можно смотреть телевизор не больше получаса в день не чаще трех раз в неделю.

Ложиться спать первокласснику необходимо не позже девяти часов вечера, именно это время наиболее оптимально для детей такого возраста. И в этом вы также должны проявить свою настойчивость.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассников

1. Будите ребенка утром спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь
не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу, — ваша задача.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: если на первых уроках он будет думать о булочке и соке, то не сможет сосредоточиться на материале урока. Если ваш малыш не любит «школьную» еду, обязательно положите ему в портфель то, что он предпочитает, — маленький питьевой йогурт, пирожок или яблоко.
2. Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребенка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «не балуйся», «веди себя хорошо» или «только попробуй принеси плохие отметки».
3. Если после уроков учитель сделал какие-то замечания по поводу поведения или усвоения материала вашим ребенком, не торопитесь сразу выяснять отношения с педагогом (особенно при ребенке) или с самим первоклассником. Если ребенок возбужден, очень хочет поделиться с вами чем-то, выслушайте его. Если огорчен, молчит, не пытайте его вопросами, пусть успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.


4. Постарайтесь встречать ребенка после уроков доброжелательно. Даже если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с ним с вопроса: «Что ты сегодня получил?» Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тревога может только усилить беспокойство, свойственное ему в первые учебные дни.
5. Придя из школы, не усаживайте ребенка сразу за уроки: погуляйте вместе, пообедайте, очень полезен дневной сон.
6. Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогайте только в том случае, если ребенок действительно не справляется сам.
7. Через каждые 15−20 минут работы предоставляйте ребенку возможность сменить вид деятельности, например предложите подвижную игру.
8. Если ребенок говорит, что плохо себя чувствует, отнеситесь к этому серьезно: быть может, темп работы слишком напряженный, не соответствует его физиологическим возможностям.
9. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами (неделю, месяц назад и др.), а не с результатами одноклассников и сверстников.
10. Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не заставлять ребенка переписывать ее: утомление от чрезмерных ежедневных нагрузок может перерасти в переутомление и даже вызвать «внезапную» болезнь.
Воспринимайте полученные ребенком в школе оценки спокойно, не драматизируйте ситуацию и не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ребенка не на отметке, а на реальных достижениях: обращайте его внимание на то, чему он научился за день, неделю, месяц и т. д.
11. Укладывая ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква «В», аккуратно уложенные в портфель тетрадки, быстро выполненное задание по одному из предметов. Пусть долгий день вашего ребенка завершит встреча с друзьями на прогулке.
12. Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребенку, все свои разногласия и недовольства по поводу школы, программы обучения, учителя обговаривайте без него.

Памятка родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Удачи вам и вашему ребенку!
Счастливого пути по дорогам знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Профилактика вредных привычек в раннем детстве".

Доклад был посвящен одной из самых актуальных проблем современного общества - вредным привычкам: алкоголь, курение, наркомания, их профилактике в раннем возрасте; негативным воздействиям их на физичес...

Родительское собрание на тему :Профилактика вредных привычек

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования....

Родительское собрание на тему: «Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка».

В современном мире каждый человек сталкивался с агрессией, являясь или ее жертвой, или активным субъектом агрессивных действий. Просматривая телепередачи, листая газеты, работая, мы часто замечаем ее ...

Родительское собрание на тему: «Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка».

До сведения родителей довелись основные понятия: что такое  агрессия и агрессивность. Каковы причины возникновения агрессии. Причины жестокости в семье. Наказание и агрессивность детей....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ "ТЕСТ ДЛЯ КРОХИ". (Беседа с родителями будущих первоклассников)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИТЕМА: ТЕСТ ДЛЯ КРОХИ. Беседа с родителями будущих первоклассников...

Презентация выступления на родительском собрании по теме: "Осанка детей 6-7 лет, первоклассников"

Презентация  поможет классному руководителю напомнить родителям о необходимости  следить за осанкой  детей....

Выступление на родительском собрании на тему"Профилактика правонарушений среди учащихся"

В ходе выступления была использована презентация на данную тему.проведено анкетирование среди родителей.Родители получили ответы на интересующие вопросы...