Адаптация ребёнка к школе
консультация (1 класс) по теме

Баранова Елена Ивановна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_rebyonka_k_shkole.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка к школе.

      С поступлением в школу происходит переход ребёнка к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации семилетнего ребёнка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного поведения младшего школьника взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми.

     Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребёнка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и младшего школьного  возраста - и ребёнок может попасть  в категорию «трудных».

    Цель нашего сегодняшнего собрания состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни своих детей, их переживаниям и трудностям, с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

    Семилетний ребёнок приходит в школу уже личностью, многое узнавшей, со своей картиной мира, со своими радостями и горестями, страхами и, конечно, с определёнными стереотипами поведения в мире взрослых. И одним из серьёзнейших испытаний, с которыми он сразу же сталкивается, является сложность достижения внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, в котором он может испытывать и трудности, и скуку, и серьёзные неудачи, и потребности в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителем.

    По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Всё это естественная реакция ребёнка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, к другим требованиям и принято называть адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает около 2 – 3 месяцев. А вот пусковым механизмом дезадаптации ( нарушения адаптации ) является, как правило, наличие в процессе обучения стойкой психотравмирующей ситуации.

    Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, -это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень «нервно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребёнка  как к оценке их собственной родительской успешности. Другие родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их собственный не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жёстком контроле над ребёнком и «оценочном» отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребёнку о том, что именно он несёт ответственность за их самочувствие, внутреннее состояния и переживания. « Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно», «Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании».

    Ребёнку приходится на своих плечах нести ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребёнок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться. Чем же мы, взрослые, можем помочь ребёнку?

           Рекомендации родителям:

1.Прежде  всего стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброжелательное отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!»- и собирайтесь в школу без суеты.

2.Придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребёнку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.

3. Встречая ребёнка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без Вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока ещё не за что.

4 Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.

5. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

 

     В 6 – 7 лет у ребёнка в результате оценки взрослых складывается мнение о себе. Если преобладают отрицательные оценки, у ребёнка может сформироваться отрицательная самооценка. Как утверждает Бартон Д. Шмит, врач, автор книги « Здоровье вашего ребёнка» :

«Для поддержания здорового баланса ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в процессе адаптации ребёнка к школе.

Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого. Например, что 1-го сентября их ребёнок, изменится и станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить ...

Адаптация ребёнка к школе

В чём заключается успешное протекание адаптации? Поделюсь опытом работы. Сущность понятия "Адаптация", этапы и формы адаптации....

Родительское собрание "Трудности адаптации ребёнка в школе"

Подробное описание и презентация родительского собрания в 1 классе...

Адаптация ребёнка к школе

вопросы адаптации ребёнка к школе...

Игры на знакомство и адаптацию ребёнка в школе

Игра имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из...

Адаптация ребёнка к школе

В этом году в вашей семье произошло важное событие: ваш сын или дочка поступили в 1 класс. Каждому ребенку купили новенькую школьную форму, красивый ранец. Бережно уложили новые школьные принадлежност...

Период адаптации ребёнка в школе.

Рекомендации родителям первоклассников....