«Проблемы преемственности между ступенями общеобразовательной школы»
методическая разработка (4 класс) по теме

Берникова Светлана Алексеевна

Родительское собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Преемственность 32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского  собрания:

«Проблемы преемственности между  ступенями общеобразовательной школы» 

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения: собрания: круглый стол.

Основные вопросы:

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

4. Анализ  результативности  учебной  деятельности  учащихся  за  I  четверть.

5. Разное.

Ход собрания

I.Психологический  настрой .  Приветствие. 

-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня, и благодарим за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.

Родительский практикум в виде игры «Радуга  чувств»

На доске  радуга, каждый цвет дуги выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.  После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.

Синий – тревога, озабоченность, растерянность.

Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют.

II. Вступительное  слово классного руководителя:

-Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе.

-У него сформировались определенные умения и навыки.

(1 слайд)

1.Учебно-организационные умения

  • работать по алгоритму;
  • самостоятельно составлять алгоритм;
  • владеть методами самоконтроля;
  • уметь оценить ответ одноклассника 

2.Учебно-информационные умения: 

  • владеть техникой чтения в соответствии с возрастом;
  • уметь работать с учебником;
  • уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно-публицистической литературой.

З.Учебно-коммуникативные умения: 

  • владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью;
  • вести диалог;
  • излагать логически мысли;
  • владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
  • списывать текст;
  • записывать под диктовку;
  • писать изложения;
  • писать сочинения.

4.Учебно-интеллектуальные умения: 

  • анализировать;
  • сравнивать;
  • классифицировать;
  • обобщать;
  • синтезировать;
  • выделять главную мысль;
  • отвечать на вопросы;
  • самостоятельно ставить вопросы;
  • выполнять творческие задания.

III. Основная часть собрания.

-Став пятиклассником, ребёнок  повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад.

-Он теперь – пятиклассник. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.

(Слайд 2)

Какими должны быть пятиклассники

  •  уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

-Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

(Слайд 3)

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру)

Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.

Ведущая деятельность  ( деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)

Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Особенности системы ценностей

Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.

Подросток оценивает себя и других  с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.

Физиологические способности

Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга.

Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.

- В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

-Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

-Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:(Слайд 4)

Возможные трудности:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими.
  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  •  новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней .

-Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

 Изменение условий обучения и изменение требований

-Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

-При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО.

-  И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

-Что же должно Вас насторожить?(Слайд 5)

Родителей должно насторожить, если…

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

- часто плачет без очевидной причины;

- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

- Посмотрите чего ожидает ребёнок в этот период. (Слайд 6)

Ожидания

Позитивные

Негативные

Стану лучше учиться

Боюсь нового учителя

Заведу новых друзей

Боюсь скатиться на 3 и 2.

У нас появятся новые

 школьные предметы

Я боюсь, что скачусь на плохие отметки

Хороших отметок

Боюсь, что родители будут

меньше уделять мне внимания

Не знаю

Злого учителя

Внимания от родителей.

Родители не будут помогать

с домашним заданием.

Я хочу быть повнимательней

Будет добрый учитель.

Похвалу от родителей

Я скорей всего буду учиться на 5, 4

Жду хороших учителей.

Стать отличницей в 5 классе

Что не буду получать двойки

Повзрослею

Чем можно помочь?

(Слайд 7)

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

  •   Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  • Постараётесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  • Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  •  Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  •  Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

IV. Заключительная часть. (Слайд 8)

Во избежание  «Психологических проблем адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» хочу дать следующие рекомендации:

  • Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

-Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку.

-Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.

-Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.

-Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра».\

- Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

-Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики.

Сравнительный анализ  результативности  учебной  деятельности  учащихся  на конец года 4 класс и за  I  четверть 5 класса.

Хочу  обратить ваше внимание  на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

-Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.

Притча Мудреца

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Проблемы преемственности между деским садом и школой.

Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы....

Проблемы преемственности: из начальной школы в основную.

              Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из...

Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «...