Варианты танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник.
методическая разработка (4 класс) по теме
Копилочка танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник, позволяющих снять эмоциональное напряжение у детей на занятиях и при общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Копилочка танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРАЮ С МАМОЙ под музыку
«ТЕНЬ». Взрослый ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Ребёнок встаёт за ним на небольшом расстоянии, он- его тень и должен быстро и чётко (насколько это получается) повторять движения взрослого.
Упражнения для позвоночника
«Кошечка добрая» рекомендуется при сколиозе, оздоравливает все органы малого таза. Встать на четвереньки, медленно и плавно поднять голову и прогнуться в пояснице. Дыхание ровное. Удерживать позу 5-6 секунд, а затем сказать ребёнку: «А теперь посмотри вверх и скажи «мяу».
«Кобра» тонизирует мышцы спины, способствует исправлению осанки. Лечь на живот, ноги вместе, руки согнуть' в локтях и ладони положить рядом на уровне плеч. Шею вытянуть и подбородок упереть в пол. Медленно поднять голову и плечи, удерживая это положение за счёт мышц спины (локти лежат на полу). Затем медленно выпрямить руки, шею тянуть вверх, смотреть в потолок. Задержаться в этом положении в течение 3-5 секунд, затем спросить ребёнка: «А как кобра шипит?» Малыш произносит «шшш».
Скручивание позвоночника. Это упражнение формирует правильную осанку, укрепляет позвоночные хрящи, устраняет боковые искривления. Сесть прямо, ноги вытянуть. Согнуть в колене правую ногу и поместить ступню за колено левой ноги. Левую ладонь положить на колено левой ноги. Опираясь правой рукой сзади на пол, на выдохе сделать поворот туловища вправо. Голову повернуть в ту же сторону. Важное условие: при скручивании позвоночника таз держать вертикально. Сделать несколько спокойных вдохов и выдохов и выполнить упражнение в другую сторону.
Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники:
«Танец больших волн» (для детей с 7 лет) Участники выстраиваются в. одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и дирижирует «волнами». При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным, когда рука на уровне груди.
«Волны» могут быть мелкими, могут быть большими — тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать; еще сложнее, когда «волны» перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».
«Трансформеры» (для детей с 7 лет).
Играющие разбиваются на пары. Один придумывает изображает робота в какой-либо позе. Задача другого — не сдвигая робота с места, изменить положение рук, ног, туловища, головы так, чтобы получился другой робот или предмет. После этого играющие обсуждают, кто кого изображал и кто в кого его переделал.
Упражнения на повышение уверенности в себе.
«Гармоничный танец».
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперёд назад. Задача ведомого - следовать за руками ведущего и повторить его движения, не потеряться.
Предупреждение: не допускать смены ролей, т. е. ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнить упражнение сначала с открытыми чувствами.
Снятие психоэмоционального напряжения у детей.
«Театр прикосновений» (по В. Баскакову с 6-и лет).
Ребёнка просят свободно лечь в позу «звезды» и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно и осторожно, необычным образом касаются тела лежащего ребёнка. Можно одновременно прикоснутся одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.
Замечание: 1. Взрослый следит за силой прикосновений.
2.Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. 3. Поглаживаний должно быть мало. Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других, это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.
«Огонь-лёд»
По команде ведущего «Огонь» - стоящие в круге дети начинают двигать всеми частями тела. По команде «Лёд» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения.
«ТАНЕЦ ПЯТИ ДВИЖЕНИЙ» (Еабриэла Рот, для детей с 7 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа 1 минута.
- «Течение воды» — плавная музыка, движения текучие, мягкие, переходящие одно в другое.
- «Переход через чащу» — импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие движения, бой барабанов.
3. «Сломанная кукла» — неструктурированная музыка, хаотичный
набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная
кукла»).
4. «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. «Покой» — спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — отсутствие движений, «слушание» своего тела.
Замечание: после окончания упражнения поговорите с детьмщ какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
Танцевально-двигательные и телесно-ориентированныетехники. «Сочини свой танец». Ведущий встаёт в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.
«Джаз тела».
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперёд и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи. Далее - движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движение - бёдрами, затем - коленями, далее -ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бёдра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Этюд «Насос и надувная кукла».
Дети разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой - накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперёд, на выдох произносит: «С - с - с». «Кукла» медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет - она надута. Затем «куклу сдувают», нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из неё выходит со звуком: «С - с - с», она опять «опадает».
Пары меняются ролями.
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
«Клубочек»
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос (например, как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься и.т.д.) тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и отвечает на вопрос, а затем задаёт свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребёнку, то он при этом берёт клубочек, подсказывает и опять кидает ребёнку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Ветер дует на...» (для детей 5-10 лет).
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Секрет» (для детей с 6-и лет).
Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусину, старые часы и т. д.), кладёт в ладошку и зажимает кулачек. Участники ходят по помещению и снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».
Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Строим цифры» (для детей с 6-и лет).
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)» - дети выполняют задание.
Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
«Сторим ответ» (для детей с 7-и лет).
Эта игра - вариант предидущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ». Например: 5+2, вы построите 7; 8 - 5, вы построите цифру 5.
«Подарки» » (для детей с 6-и лет).
Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т. д.). Чем необычнее будет подарок, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что-то следующему по кругу. Ведущий следит, чтобы все получили свои подарки.
«Дракон».
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник -«голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста»и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Тень»
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибания в стороны, кивает головой, машет руками и.т.д. все остальные встают в линию за ним, они - его тень и должны быстро и чётко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: «Встреча эмоций»
1 -ый вариант. Можно использовать разложенные на две группы карточки и попросить ребёнка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребёнок - «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и меняются. Интересно понаблюдать изменение в выражении лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д., - и обсудить, как можно «помирить» эмоции.
2-ой вариант. Попросить детей показать каждое из отмеченных состояний перед зеркалом. Беседа о положительной и отрицательной стороне данных состояний.
Игра «Тренируем эмоции»
Педагог предлагает детям выполнить задание:
Нахмуриться: как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;
Улыбнуться: как кот на солнышке, само солнышко, Буратино, хитрая лиса, радостный ребёнок, и так, будто ты увидел чудо;
Позлиться: как ребёнок у которого отняли игрушку, как два барана на мосту, как человек которого толкнули на улице;
Испугаться: как ребёнок, потерявшийся в лесу, как заяц, как котёнок, на которого лает собака;
Устать: как папа после работы, как человек, поднявший тяжёлый груз, как муравей, который тащил тяжёлую веточку;
Отдохнуть: как мама после работы, как ребёнок, который много трудился, как лошадь, которая привезла большой груз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....
Телесно - ориентированные методы саморегуляции
Презентация, комментарии к презентации.Для любой деятельности важна способность воспринимать информацию, распознавать и организовывать ощущения, получаемые из окружающей среды и от собственного тела.Н...
Упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие напряжения
Предлагаемые упражнения хорошо использовать в работе педагога-психолога с педагогами....
Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по танцевально-двигательной терапии:Создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...
Танцевально-двигательная терапия для детей с ОВЗ. Программа по танцевально-двигательной терапии и методическая разработка для детей с ОВЗ.
Приоритет гуманистической концепции и модернизации образования способствует появлению в педагогике новых инновационных технологий.Основной задачей танцевально-двигательная терапии является обрет...
Телесно-ориентированные игры дома - средство формирования эмоционального благополучия дошкольника
В сложившейся ситуации карантина (самоизоляции) предлагаемый материал будет полезен родителям для снятия нервно-психического напряжения в теле, формирования эмоционального благополучия и укрепления де...
Телесно-ориентированный тренинг «Пластика» составила педагог-психолог Болтенкова А.С.
Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:1) нахождение и снятие...