Развитие речи детей. От первых звуков...
статья по теме

Ермилова Елена Юрьевна

Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey._ot_pervykh_zvukov.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ  

Человеческая речь является частью голосовых средств общения, используемых в животном мире.

Речь – это специфическое и уникальное свойство человека, возникшее в процессе эволюции. Посредством слова, наряду с передачей информации, осуществляются обобщение и абстракция, присущие только человеку.

Развитие речи ребенка начинается ещё до рождения.

Традиционно жизненный цикл разделяют на два больших периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный.

Внутриутробный период — это период закладки и развития структур и органов ребенка.

Слуховая сенсорная система плода способна к функционированию с 24 недели внутриутробной жизни. Воздействие звуковой среды на слуховую систему ребенка начинается до его рождения.

Взаимодействие взрослого с ребенком должно начинаться до его рождения.

Постнатальный период подразделяется на следующие стадии: детство, отрочество, зрелость, каждая из которых имеет свои особенности протекания. Каждая из стадий подразделяется на несколько возрастных этапов, имеющих свои особенности протекания. В основу периодизации детского возраста положены анатомо-физиологические преобразования детского организма. [Аршавский, 1975].

Пренатальный период (утробное детство) длится 266-270 дней и заканчивается рождением ребенка.

На сегодняшний день существуют многочисленные доказательства существования определенных сенсорных способностей у плода. Формирование органа слуха (внутреннего уха) человека начинается с 5-й недели внутриутробного развития [DeCasper, Spenser, 1986]. Слуховая сенсорная система плода способна к функционированию с 24 недели пренатальной жизни. Указывают, что уже на 30 неделе пренатального развития структуры среднего и внутреннего уха, слуховой нерв и нервные пути являются достаточно зрелыми для функционирования. С помощью гистологического и иммунопатологического методов выявлено, что цитоархитектоническое и аксональное созревание слуховой коры начинается с 16 недели пренатальной жизни [Мооrе, Guan, 2001]. Отмечают, что процесс созревания слуховой коры обусловлен формированием различных аксональных систем и продолжается до 12 лет.

 Из вышесказанного следует, что воздействие звуковой среды на слуховую систему ребенка начинается до его рождения.

Онтогенез лингвистических функций в человеческом мозге остается по-прежнему неизученным. По данным французских ученых, изучающих проблемы становления и развития речи, с шестого месяца беременности человеческий мозг уже готов для обработки речи. Мозг недоношенных новорожденных способен за 3 месяца до рождения ребенка различать слоги, а также женские и мужские голоса. В первые же часы после появления на свет новорожденные способны различать слоги родственников, распознавать голос своей матери и дифференцировать различные человеческие языки.

Чтобы подтвердить это, Fabrice Wallois, директор Объединенного исследовательского подразделения UPJV (GRAMFC) в сотрудничестве с врачами больницы CHU Аmiens Picardie проверили возможности слухового восприятия у 12 доношенных и 30 недоношенных новорожденных от 28 до 32 недель беременности, то есть за 2 — 3 месяца раньше срока. На этой стадии развития  мозга незрелые нейроны переходят на их окончательное местоположение. Тем не менее, между мозгом и внешним миром образуются ранние связи, в том числе позволяющие плоду слышать звуки. Авторы этого исследования стимулировали слуховое восприятие недоношенных новорожденных, проговаривая два отдельных слога "га" и "ба", произнесенные мужчиной или женщиной. Считывать и записывать их ответы было возможно благодаря мозговой функциональной оптической спектроскопии (NIR). Исследователи смогли показать, что, несмотря на незрелый мозг, новорожденные восприимчивы к восприятию и различению изменения голоса (мужской или женский) и изменения фонем ("ба" или "га").

Эти результаты показывают, что очень рано, с момента создания первых церебральных соединений (за три месяца до рождения) и до любого возможного обучения, человеческий мозг оснащен для восприятия конкретных характеристик человеческой речи. Авторы также предполагают, что появление речи во многом зависит от генетики. Вскоре после рождения, человеческие младенцы уже демонстрируют разнообразие сложных языковых способностей. Эти возможности опираются на набор нейронов в лобных и височных областях головного мозга, похожий на описанный у взрослых людей. Исследование показывает, что мозг чувствителен к фонемам и голосам уже в самом начале корковой организации, однако ученые не оспаривают и тот факт, что опыт также имеет решающее значение для тонкой настройки мозга, а также для изучения конкретных свойств родного языка. [Ляксо, 2003].

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА   РАННЕЕ   РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ  РЕБЕНКА

На речевое развитие ребенка могут негативно влиять факторы, имеющие место во время течения беременности и в послеродовом периоде:        

1.Различные неблагоприятные воздействия: травмы, инфекции, интоксикации. Эти факторы влияют на формирование и созревание нервной системы ребенка.

2.Внутриутробные патологии, причинами которых могут быть следующие.

  • Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности (в том числе и обострение хронических заболеваний), которые могут провоцировать нарушение маточно-плацентарного кровообращения, приводящее к расстройству питания и кровообращения плода и, как следствие, к замедлению его созревания.
  • Токсикозы беременности.
  • Алкоголизм, наркомания, курение матери. Алкоголь продолжает оказывать вредное воздействие на организм в течение 8-20 дней после его приема.

3. Повреждения при родах

  • Акушерская патология: узкий таз роженицы, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной шеи ребенка и т. д.
  • Асфиксии (недостаток кислорода) и родовые травмы, которые усугубляют нарушение развития мозга. Возникшее во время родов внутричерепное кровоизлияние может захватывать и речевые зоны. [Ляксо,2005].

Формирование грамматического строя речи у детей.

Первые слова ребенка появляются на основе лепета. Число первых слов и скорость приобретения новых индивидуальны для каждого ребенка. Пополнение словарного запаса осуществляется плавно. Главный показатель — наличие динамики в развитии речи.

Под начальным детским лексиконом понимается 50 первых слов, используемых ребенком.

В процессе овладения фразовой речью ребенок проходит ряд последовательных стадий: однословные предложения, двусоставные предложения и сложные предложения.

Детское словотворчество — характерный феномен детской речи, ярко проявляющийся у детей с 2,5-3 лет до школьного возраста и позднее.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. [Ляксо,2010].

Речевое развитие ребенка на первом году жизни

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — “а-а-а”, “ а-бы-ы”, “ е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша. К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав). 

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова “ надо” и “нельзя”. [Кирюшина,2010/2011].

Большинство первых слов, несмотря на свою уникальность, являются общими для большинства детей («мама», «папа», «баба», «киса», «би-би», «ав-ав», «дай» и т. д.).

Первые слова — являются звукоподражаниями (например: «бах», «га-га-га», «ава» — такие слова иногда называют «трафаретными»), звукосочетаниями, употребляемые в определенной ситуации (например: «фа» — шапка; «гуг» — мишка). Такие слова у каждого ребенка свои. 

Речевое развитие ребёнка на втором году жизни

В этот период у ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. Ребенок, начинающий говорить, использует простые для произношения слова.

В возрасте от 1 года до 2 лет дети способны создавать новые слова по своим собственным правилам. Овладев определенной артикуляцией, ребенок какое-то время обходится набором тех звуков, которые он может произнести. С усложнением артикуляционных возможностей ребенок начинает овладевать произнесением слова, что приводит к накоплению нового словарного запаса.

Особенность образования первых слов, связанная с пропуском слогов [Цейтлин, 2000]. Пропуск одних слогов при сохранении других связан с ударностью слога и его смысловым значением: «яба» (яблоко), «мако» (молоко). Слова, основанные на пропуске слогов, наблюдаются как в лексиконе нормально развивающихся детей, так и у детей с отставанием или нарушением речевого развития.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание (например, ребёнок просит у матери машинку звукоподражанием би-би ). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения, и появляются они у детей в один год и два месяца – один год и шесть месяцев.

Со второй половины второго года жизни ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай! и др.), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трёхсловные предложения, но слова в них ещё не связаны грамматически.

Двухсловные предложения — это предложения, состоящие из двух слов, объединенных по смыслу. Они появляются после того, как употребление однословных предложений становится для ребенка привычным. Для этой стадии речевого развития характерна утрата многозначности слова.

В полтора года активный словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребёнок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, о, и; звуки э, ы могут заменять созвучием йэ. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми в артикуляционном отношении или искажёнными звуками; твёрдые согласные т, д, с, з – мягкими. Наряду с неправильным артикулированием звуком отмечается упрощенное произношение слов, например укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: “ко” или “моко” вместо молоко. 

Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни

Ребенок начинает свободно пользоваться речью на 3 году жизни при условии, что в первые два года его речь развивалась правильно.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда? и т.п.

К концу третьего года жизни ребенок может общаться с окружающими с помощью речи, знает свои имя и фамилию, имена мамы, папы, близких родственников, с удовольствием называет свой адрес. Благодаря овладению речью ребенок переходит на новый, более высокий, уровень развития.

Сначала сложные предложения представляют собой комбинацию из двухсловных предложений (например, «Киса бай-бай там»). Ребенок может задавать вопросы, отвечает, когда его спрашивают, правильно строит предложения. Затем речь усложняется за счет использования ребенком:

1 . Множественного числа. Ребенок начинает употреблять множественное число еще на стадии двухсловных предложений.

2.Прошлого и будущего времени глагола.

3.Предлогов.

4.Склонения существительных.

5.Усложнения грамматической структуры предложения.

Как и в случае пополнения словарного запаса ребенка не столь важно, в каком возрасте — в 3 или 4 года — ребенок будет изъясняться полными распространенными предложениями. Важна динамика процесса овладения речью.

Последовательность овладения частями речи:

1 . Существительные.

2.Глаголы и некоторые наречия.

3.Прилагательные.

Наречия появляются в числе первых слов, и их количество быстро растет. К 2 годам 8 месяцам ребенок использует 70 наречий. Они обозначают различные отношения:

места (там, здесь, туда, вот, куда, назад);

времени (сейчас, скоро, сначала, тогда, теперь, вчера);

количества (много, еще, чуть-чуть, пополам);

модальности (надо, не надо, можно, нельзя, нужно);

температуры (горячо, тепло, холодно);

вкуса (вкусно, невкусно, горько);

оценки (хорошо, плохо).

Прилагательные употребляются ребенком для обозначения величины (большой, маленький), цвета, вкуса (горький, сладкий), температуры (теплый, холодный), веса (тяжелый, легкий), оценки предметов (грязный, чистый, хороший, плохой и т. д. Эти прилагательные первыми сознательно употребляются детьми. Они являются самостоятельными лексическими единицами, так как могут употребляться не с каким-то одним, а с разными существительными (Цейтлин, 2000).

Числительные усваиваются очень медленно, еще позднее в речи ребенка появляются служебные слова (предлоги).

Сначала ребенок, обозначая действие, которое совершает он сам или кто-нибудь из взрослых, не употребляет глаголов. На стадии двусоставных предложений, он использует два существительных. До того как ребенок начнет употреблять истинные глаголы, он как бы наделяет функцией глагола существительное. На основе существительных ребенок; придумывает слова, которые отражают функцию предмета. Например [из книги К. Чуковского, 1957]: «Копатка» — то, чем копают; «Цепляя» — то, чем цепляют.

Приставки. Ребенок правильно использует приставки «за» — «затвердить»; «вы» — «выпузырить»; «на» — «натабачить»; «при» — «приудобиться»; «об» — «обснегиться» и т. д.

При освоении языка ребенку необходимо овладеть пирамидой правил, имеющих иерархическую организацию. То есть частное правило (более низкого порядка) представляет собой ограничение общего правила (более высокого порядка). В речевой деятельности ребенок двигается по пути конкретизации правил образования речевых конструкций.

Отрицания. Дети рано усваивают отрицания. На протяжении первого года жизни ребенок в основном использует жесты: мотает головой, разводит руками.

Слова для выражения отрицания — «нет», «не», «не-а». Отрицание ставят на первое место или завершают им предложение.

Дети строят фразу по-иному, чем взрослые. Если: взрослый, согласно правилам русского языка, скажет « Я никогда не ем кашу», то сходный смысл будет передан ребенком иначе: «Я всегда не ем кашу».

Таким образом, особенностью детской речи является  несоответствие построения предложений грамматическим правилам, используемым в русском языке.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волки семеро козлят” - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р – они заменяют на более простые.

Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни

В речи детей 3-4 лет представлены почти все части речи. Четырехлетние дети изъясняются полными трех- или четырехсловными предложениями.

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Зачем?, Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как “детское словотворчество” (К.И. Чуковский “От двух до пяти”). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, “копатка” вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твёрдых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, л, р.

Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребёнок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более лёгкие по артикуляции звуки: на д’, потом на з’, далее на з. следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как “дюк”, “зюк”, потом “зук” и, наконец, “жук”. Но и после овладения правильным произношением звука ж ребёнок будет ещё какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребёнок начнёт употреблять его вместо звука з, произнося “жуб” вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребёнку.

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

0-1 год

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

а, у, и,

 п, б, м

о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф

й, л’, э, с’, э

ы, с, з, ц

 

 

 

ш, ж, ч, щ
л, р, р’

ш, ж, ч, щ
л, р, р’

Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы. 

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли.

Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы (“хочут” вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р’, л, л’, например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни

В этом возрасте малыш использует простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т.д.); чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т.д. Ярко проявляется словотворчество.

Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.

Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Младший школьный возраст (6-7 лет)

На шестом году жизни дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия. Дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Все части речи употребляются правильно и точно по смыслу.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Дети самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

В 6–7 лет у детей еще больше расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

Это этап развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.

Первоначально речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития.

Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребёнка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.

Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи. [Кирюшина,2010/2011].

Рекомендации родителям по развитию звуковой стороны речи малыша

1 . Стремитесь к созданию комфортных условий для вашего ребенка. Обращайте внимание на особенности его плача. С первых часов жизни для младенца важно присутствие мамы, физический и эмоциональный контакт с ней.

2. Соблюдайте режим кормления. Кормите малыша грудью, помогая ему в процессе сосания. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.

3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами
и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра — это основа для дальнейшего развития четкости и легкости, произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.

4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ваш ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно — от 30 секунд до 2 минут, — постарайтесь использовать его с пользой для ребёнка. Для вас тоже будет интересно понаблюдать за подражательными способностями своего ребенка.

Симметричное взаимодействие — лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учится произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не материнскому лицу. Не стремитесь заставить ребенка по-прежнему интересоваться только вами. Дайте ему возможность посмотреть по сторонам. Проявите интерес к тем предметам, на которых фиксирует взгляд ваш ребенок. Взаимное внимание проявляется в стремлении матери и ребенка видеть одни и те же предметы.

  1. Шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций. Шумовое окружение приводит и к снижению уровня слуха ребенка.
  2. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса; наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным. Давайте ребенку послушать музыку, например произведения В. А. Моцарта. Понаблюдайте, как разная музыка влияет на состояние ребенка.

7. Развивайте у ребенка понимание речи. Чем чаще будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи, в разговоре с ребенком учитывайте его речевые возможности. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начинает понимать значение слов. Называя предметы, показывайте их ребенку.

8. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами. Только с вашей помощью ребенок может начать соотносить окружающие его предметы с правильным словесным обозначением. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета  - ваш малыш лучше его запомнит.

9. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте развивающие игры. Играя с ребенком, придумывайте занятия, в которых он мог бы самостоятельно ощупывать игрушки, схватывать и удерживать руками предметы разной формы и величины.

10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. Например, предложите ребенку выбрать определенный предмет из нескольких или подобрать предметы одного цвета. Занимайтесь с ребенком, развивайте у него и понимание речи (пассивный лексикон), и произнесение слов (активный лексикон). От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать движения или отвечать на ваши вопросы. В ходе делового общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ваш ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи. Постарайтесь не применять силу и грубость, если вам не нравится поведение ребенка. Известно, что если мать предпочитает физическое воздействие речевому, то ребенок слушается ее хуже, а привязанность между ними ослабевает. Поэтому старайтесь обосновывать свои требования, но при этом не ссылайтесь на то, что «старшие всегда правы». Вы станете авторитетом для ребенка, если сможете доказать ему логичность своих утверждений. Помните, что дети более чутко реагируют на интонации, чем на конкретные слова. Никакая логика не будет воспринята ребенком, если она преподносится раздраженным повышенным голосом. Естественно, что непослушание малыша раздражает вас. Но ваше терпение приведет к тому, что поводы для раздражения скоро исчезнут.

11. Активно развивайте словарный запас ребенка. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи родителей Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.

12. С любовью следите за развитием своего малыша, поощряйте его успехи, не потакайте капризам и не забывайте:  характер малыша формируется с первых дней его жизни.

Список использованной литературы:

  1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Руководство по физиологии. Возрастная физиология.: Наука, 1975 с.5-67.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учимся играя. Екатеринбург: АРД ЛТД,1999.
  3. Кирюшина А.И. Как развить у ребёнка правильную и грамотную речь. Статья за 2010/2011 уч.год ФПИ «Открытый урок».
  4. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое взаимодействие в системе «мать-дитя» в течение первого полугодия жизни // Новости отоларингологии и логопатологии.2002,№4 (32).с.94-99.
  5. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. Т.24.2003,№ 5.С.44-53.
  6. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. М.: Айрис Пресс,2003.
  7. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС,2000.
  8. DeCasper A., Spenser M. Prenatal maternal speech // Infant. 1986.
  9. Moore J.K. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи картина Пластова "Первый снег"

Учить ребят писать сочинения по картине....

Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития

АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...

Развитие речи детей с задержкой психического развития

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Поче...

Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного ...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...