Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Как сделать первый шаг навстречу к успеху (материалы для родителей будущих первоклассников)

    Гарькавая Елена Юрьевна

    Многие родители заинтересованы в том, чтобы их будущий первоклассник, придя в школу, был успешен и как можно безболезненей и легче адаптировался в условиях новой для него формы деятельности - учебной. Советы педагогов нашей школы - результат многолетнего опыта работы - систематизированный материал в форме записок учителя для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_sdelat_pervyy_shag_navstrechu_k_uspekhu.doc132.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

    Гарькавая Е.Ю., Копаева Т.И., учителя начальных классов

     

     Как сделать первый шаг навстречу успеху?

    (опыт организации работы по педагогическому просвещению родителей старших дошкольников

    Общество вступило в новый век, в котором качество образования будет как никогда определять уровень жизни: благосостояние человека, как и республики, и государства в целом, будет зависеть от качества личного опыта, приобретенного в юные годы.

    Основными задачами модернизации российского образования на современном этапе стали: повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но и значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Одно из главных условий решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования, как обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и  выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

    Успешная реализация поставленных целей во многом зависит от начального образования, которое является  первой ступенью общего образования и в Российской Федерации  - обязательным и общедоступным.

    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

    • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
    • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
    • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
    • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
    • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

    Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

    Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и повышения доступности качественного общего образования.  

    Важность решения этих проблем, обозначенных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.,  понимали и педагоги нашей начальной школы. Среди путей преодоления трудностей адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу мы увидели:

    - организацию систематических занятий по подготовке старших дошкольников к регулярному обучению («школы по субботам»,   Эффективность данной работы («сглаживание» трудностей перехода и успешную адаптацию) могут подтвердить результаты регулярной психологической диагностики учащихся первых классов.

    - организацию групповых  консультаций для родителей дошкольников, как на базе школы, так и при регулярном участие педагогов начального звена в работе родительских собраний в ДОУ и педагогических советов.

    - проведение общих родительских собраний для родителей будущих первоклассников в марте текущего учебного года с целью педагогического просвещения родителей, корректирования и согласования в понимании «готовности к школе старшего дошкольника»;  презентации школы, ее требований и  правил;

     - посещение учителями занятий выпускных групп ДОУ;

    - посещение воспитателями уроков в 1-ых классах и их участие в работе педагогических консилиумов по первым классам;

    - целенаправленную работу по организации всеобуча в микрорайоне (отслеживание детей младшего школьного возраста; индивидуальные консультации для родителей;

     

    В результате этой деятельности был наработан опыт, который, по нашему мнению, будет полезен и другим работникам образования, работающим в данном направлении. Мы предлагаем Письмо к родителям, заинтересованным в успешном продвижении ребенка, а также материалы по организации «школы по субботам»: тематическое планирование и  Договор с родителями.

    В «Письме…» в популярной форме изложены основания «здания» успеха обучения и развития ребенка: здоровье, речь, рука, познавательный интерес, общение; даны их характеристики и требования к ним, упражнения по формированию данных качеств и проявлений, а также конкретные причины трудностей, возникающих у младших школьников в процессе учения и пути их преодоления. Особое внимание родителей автор материала уделяет игре, совместной игре с ребенком, как важному воспитательному, обучающему и развивающему средству.

    Тематическое планирование строится из учета занятий 3 урока по 30 минут в неделю по субботам. Занятия представляют собой интегрированный курс предметов разных образовательных областей: речь, логика, художественно-прикладное творчество, коммуникация, математические и пространственно-временные представления, моторика рук. Предлагаемый курс ставит своей целью подготовку детей к регулярному обучению в школе. Среди комплекса решаемых задач такие, как: наблюдение за уровнем развития детей; выявление степени сформированности основных психических процессов и мыслительных операций; формирование элементарных представлений о целостности и взаимосвязи предметов окружающего мира; введение понятия об учебной деятельности, как способе познания.

    Письмо к думающему родителю (записки учителя начальных классов)

    Один родитель ценнее тысячи учителей.

    Китайская пословица

    Все мы – родители – мечтаем и надеемся, что наши дети, став школьниками, будут успешны в учении. Но не всегда мечты сбываются, хотя зачастую виноваты в этом мы сами, вовремя не узнав, а что же, собственно, определяет этот успех?

    Здание успеха ребенка в начале школьного пути опирается на фундамент из отдельных, но взаимосвязанных «кирпичиков».

    Пусть мы не все строители, но из личного опыта прекрасно понимаем, если в основании здания даже один некачественный кирпич, то здание не может стоять прочно. И задача, прежде всего родителей, а затем и воспитателей обеспечить именно этот прочный фундамент. Рассмотрим каждый «кирпичик» отдельно.

    1. ЗДОРОВЬЕ.

    Мы прекрасно знаем, что работоспособность взрослого человека напрямую зависит от состояния его здоровья. Что тогда говорить о маленьком растущем организме?! Понятие здоровья включает в себя несколько показателей:

    Здоровье

    Что понимается

    Норма (6 лет)

    Соматическое

    Текущее состояние органов и систем организма ребенка

    Возрастные нормы развития внутренних органов и систем организма.

    Физическое

    Уровень роста и развития органов и систем организма

    Мальчики: вес – 19,7 – 24,1кг

                       Рост – 111 – 121 см

    Девочки: вес – 19,0 – 23,6 кг

                    Рост – 111 – 120 см

    Психическое

    Состояние психической сферы, уровень психо-физиологической зрелости,

    душевного комфорта

    По уровню психофизиологической зрелости психологи на основе специального исследования выделяют 4 группы. Наиболее успешными в обучении будут дети, которые соответствуют первым двум:

    1ая условно называется «высокая возрастная норма». К ней относятся дети с высокой для их возраста психо-физиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации к произвольным видам деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами – представлениями и представлениями об окружающем мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Дети активны, любознательны, уверены в себе и доброжелательности окружающих людей. Мотивационно – потребностная сфера таких детей направлена на решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в обучении.

    2ая группа – «стабильная середина». Дети этой группы имеют соответствующую их возрасту психо-физиологическую зрелость. Для них характерны формирующиеся навыки самоконторля, стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Они хорошо выполняют задания, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно. Они способны провести звуковой анализ односложных слов. Допускаемыме ими ошибки связаны с недостатками произвольного внимания и отвлекаемостью. Дети этой группы любят рисовать, лепить, конструировать. Их рисунки – крупные, достаточно подробные, но по невнимательности ребенок может пропустить некоторые детали. Однако в речи он восполняет с лихвой то, что забыл нарисовать или оказался неспособен выразить графически.

                Не раскрывая содержания, скажем только, что названия следующих двух групп, говорят сами за себя:

    3ья – «группа риска» и 4ая – «беда».

    Нравственное

    Комплекс характеристик мотивационной и  потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которых определяет система нрав-ных ценностей

    Критериями здоровья являются:

    Соматическое и физическое здоровье – «я могу».

    Психическое здоровье – «я хочу».

    Нравственное здоровье – «я должен».

     2. РУКА.

    Развитие мышц кисти рук и мелкой моторики рук напрямую связано с общим физическим развитием ребенка и зависит от системы работы в этом направлении. Шестилетнему ребенку свойственно желание рисовать, раскрашивать, клеить, вырезать, работать с пластилином и конструктором. Эти занятия, правильно организованные, помогут родителям обеспечить необходимое развитие руки и его подготовку к письму.

    Организуя процесс раскрашивания, обратите внимание малыша на направление штриховки и линий закрашивания. Добивайтесь, играя, их разнообразия: один рисунок раскрашиваем сверху вниз,  другой – снизу вверх, третий – слева направо,  четвертый - по кругу,  наискось и т.д. Можно использовать карточки – «помощники» по направлению штриховки и линий раскрашивания. На этих карточках для образца можно нарисовать или вклеить из альбомов для раскрашивания картинки с показом направления штриховки. Приступая к этой работе, договоритесь с ребенком, в каком направлении будете вести линии (создания плана действий) и обязательно организуйте процесс самоконтроля.

    Работа с ножницами является самой эффективной в формировании мелкой моторики рук и укрепления кисти рук. Готовясь к вырезанию, во-первых, правильно подберите инструмент, а, во-вторых, хорошо использовать плотную бумагу, картон, а еще лучше и интереснее для малыша будет резать старые открытки, которые хранятся дома. Такое вырезание будет требовать больших усилий.

    Очень полезны занятия с использованием линеек и карандашей. Не обязательно учить ребенка умению чертить отрезки заданной длины (хотя это тоже можно устраивать в игровой форме), важнее учить детей умению проводить линии, чертить при помощи линейки разные фигуры,   располагать их на листе.

    Способствуют развитию руки и воображения занятия с пластилином, конструктором, оригами и аппликация.

    3.РЕЧЬ.

    Все перечисленные выше виды занятий должны сопровождаться беседой, диалогом с ребенком, в процессе которого обсуждается цель работы, ее последовательность,    комментируются проводимые действия, эмоциональная оценка, по ходу работы сочиняется история или целая сказка по создаваемому сюжету.

    Речь ребенка развивается только в диалоге, организованном на разном уровне: с ровесником, с родителем, с другими взрослыми. В диалоге со взрослым дети получают первые образцы речевых форм, оборотов, речевой культуры… Помните,  что дети – самые точные «пародисты» своих родителей!  Как говорится в русской пословице: «Ребенок учится тому, что видит (а мы добавим «и слышит») у себя в дому».

    Строя работу по развитию речи, родители сегодня могут использовать огромный спектр предлагаемых пособий для родителей, где даются и конкретные рекомендации, и пошаговая реализация обучения и развития.

    При поступлении в школу шестилетний ребенок должен

    • уметь строить предложения;
    •  связно выражать свою просьбу, пожелание, мнение;
    •  давать полные ответы на вопросы;
    •  составлять небольшой связный рассказ по картинке, на заданную тему, по личным воспоминаниям.

    4.ОБЩЕНИЕ.

    Развитие малыша возможно только во взаимодействии с другими людьми (а не с видеокассетами и компьютером), т.е. в активном общении, в процессе которого перенимаются, присваиваются и становятся личными образцы поведения в человеческом обществе. Кроме того, дети должны научиться понимать, что:

     - люди имеют различия в статусе и общественном положении,

    - между ними формируются определенные отношения,

     -существуют различия в поведении дома, детском саду, общественном транспорте, в магазине и т.д.

    Другими словами, ребенок должен усвоить разные социальные роли и уметь их исполнять.

    Не менее важно как можно раньше привить малышу и основные  морально-нравственные

    принципы общения  и жизни среди людей:

    ☺ уважение к чужой жизни и здоровью;

    ☺ уважение к чужой собственности;

    ☺ уважение чужого мнения;

    ☺ понимание того, что каждый человек неповторим, он имеет права и обязанности.

    5.ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

    Успех обучения определяется осознанным интересом к нему или, говоря научно, наличием у ребенка учебной мотивации. А начинается она с известных детских «Почему?», «Зачем?» и  «Как?». Умные родители найдут способ удовлетворить эти нескончаемые вопросы, подтолкнув ребенка к поиску собственных ответов, помогут научиться наблюдать, сравнивать, анализировать, находить общее и непохожее, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрируя огромность мира, его удивительное, загадочное, неповторимое… Постепенно формируя потребность ребенка к стремлению узнавать новое.

    Мы хотим, чтобы наши дети жили и учились ярко, увлеченно, с интересом?! Примером для них в этом должны быть мы сами. Живите ярко, увлеченно, с интересом и почувствуйте радость познания мира вместе со своим малышом!

      Памятка для родителей.

    Игра – основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру он познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка.  

    Часто дети начинают учебу в школе с некоторым интеллектуальным отставанием.  Задача родителей – постараться вовлечь ребенка в различные занимательные игры, способствующие его развитию.

            Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки, кроссворды, дети развивают внимательность и память, расширяют словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.

            Важной проблемой становится и воспитание читателя. Разносторонность детского чтения является основным залогом культурного развития ребенка, ориентируя его в различных областях: быт, общение, культура, наука. От широты кругозора ребенка напрямую зависят его успехи в школе и выбор профессии. Познание и освоение окружающего мира ребенком – основа развития личности, его интеллекта, сознания.

    Постоянная помощь родителей в освоении ребенком культурного пространства расширяет его кругозор, стимулирует наблюдательность и любознательность, развивает эмоциональность и коммуникабельность. Расширение детского кругозора тесно связано с воспитанием наблюдательности, необходимой для успешной учебной деятельности. Ребенок всегда стремится к исследованию окружающего мира. Особенно благодатное время для такого исследования – летние каникулы.

    Для личностного развития ребенка особенно важна атмосфера успеха. Родители, по мнению психологов, часто обижают своих детей невниманием, упреками, раздражительностью. Ребенок же долго носит обиду в себе, становясь безучастным к учебе. Сохранить присущую детям жизнерадостность – важное условие развития творчества ребенка. Расти и развиваться очень трудно. Однако не стоит оберегать растущего человека от трудностей, с которыми он в силах справится сам.

    Необходимыми условиями развития личности являются желание ребенка жить активно, деятельно и радостно, желание общаться, иметь друзей, достичь успеха в делах. Тяга детей к активному участию в жизни сначала проявляется в играх. Игры – выражение творческого начала детей. В старшем возрасте простые игры перерастают в более сложные – «взрослые» деловые игры.

    Забота о правильном развитии детей – родительский долг. Интеллектуальная атмосфера семьи является главным фактором воспитания ребенка.

    Опытные специалисты – психологи из Санкт – Петербурга долгое время изучали природу неуспеваемости младших школьников и определили группы причин, объясняющих данный феномен и дали конкретные рекомендации, над чем следует работать в том или ином конкретном случае. Думаем, что родителям будущих первоклассников это будет интересно и полезно.

    Русский язык.

    Трудности в учебе

    Необходимо развивать

    В письменных работах пропускает буквы.

    1. Фонематический слух.

    2.Концетрацию внимания.

    3. Умение действовать по правилам.

    4. Работоспособность.

    Неразвитость орфографической зоркости (не видит места, где нужно применить правило).

    1.Поизвольность и саморегуляцию.

    2.Приемы учебной деятельности (самоконтроль, умение действовать по правилу).

    3.Объем и распределение внимания.

    4.Оперативную память.

    Фонематический слух.

    Невнимателен и рассеян.

    1.Произвольность и саморегуляцию.

    2. Объем внимания.

    3. Концентрацию и устойчивость внимания.

    4.Учебную мотивацию.

    5.Работоспособность.

    Испытывает трудности при пересказе текста.

    1. Умение планировать свои действия.

    2. Логическую память.

    3.Речь.

    4.Мыслительные операции (обобщение, систематизацию).

    5.Снижение уровня тревожности.

    Постоянная грязь в тетради.

    1.Тонкую моторику пальцев рук.

    2.Приемы учебной деятельности.

    3.Объем внимания.

    4.Кратковременную память.

    Плохо списывает с доски.

    1.Приемы учебной деятельности.

    2. Произвольность.

    3.Переключение внимания.

    4.Объем памяти.

    5.Оперативную память.

    Плохо ориентируется в учебнике и тетради.

    1. Восприятие и ориентировку в пространстве.

    2. Произвольность и саморегуляцию.

    3.Наглядно – образное мышление.

    Плохое качество письменных работ:

    - небрежный почерк (слишком большой или слабый нажим);

    - разноразмерность букв;

    - отсутствие связности письма (много обрывов или дополнительных линий).

    1. Зрительно – моторную координацию.

    2. Микромоторику.

    3. Умение регулировать мышечные усилия.

    4. Саморегуляцию и произвольность.

    5. Снижение уровня тревожности.

    Не дописывает до конца слова и/или предложения.

    1. Звуко- буквенный анализ.

    2. Концентрацию и устойчивость внимания.

    3. Работоспособность.

    Ошибки при слитно-раздельном написании слов.

    1. Зрительный анализ.

    2. Восприятие и ориентировку в пространстве.

    3. Вербальный (словесный) анализ.

    Все причины трудностей в обучении можно разделить на семь групп.

    1ая группа причин:

    Низкий уровень развития пространственных представлений, т.е. восприятия и ориентировки в пространстве. Если процесс создания образов окружающего мира развит недостаточно, то образы, в том числе и образы букв, теряют в сознание ребенка четкость и полноту, и он путает знаки – буквы, похожие по написанию. Результатом оказывается замена одной буквы на другую и, как следствие, искажение смысла.

    Важную роль играет и величина зоны бокового зрения, определяющая количество букв и слогов, которые ребенок может воспринять за один взгляд. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению.

    Недостаточный уровень зрительного анализа – дети с недостаточно сформированным зрительным анализом при чтении и письме путают буквы.

    2ая группа причин:

    Недостатки в развитии внимания.

    Внимание – это процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Оно обладает определенными свойствами: устойчивостью, концентрацией, произвольностью и объемом. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении ребенка.

    Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

    Недостаточная избирательность внимания – ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала,  которая необходима для поставленной задачи.

    Недостаточная произвольность внимания – ребенок затрудняется сосредоточить внимание по требованию.

    Недостаточный объем и распределение внимания – ребенок затрудняется выполнять одновременно несколько видов деятельности.

    3я группа причин:

    Недостатки развития памяти.

    Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут привести к затруднениям в обучении. Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь логическими, смысловыми или ассоциативными  методами запоминания.

    Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени запоминания информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение небольшого количества времени, около 20 секунд; Долговременная память, предназначенная для хранения информации в течении длительного времени; оперативная память,  удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения  какого либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

    4ая группа причин:

    Недостатки в развитии интеллектуальной сферы ребенка.

    Низкий уровень развития словесно – логического мышления – трудности при совершении любых логических действий (обобщение, построение выводов) и операций со словами.

    5ая группа причин

    Недостатки развития речи.

    Нарушение звуковоспроизведения и артикуляции – ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а темп медленнее, чем у сверстников.

    Нарушение фонематического восприятия (слуха) и звукобуквенного анализа -  умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, не путать их. Не менее важны и навыки фонематического синтеза – способности понимать взаимосвязь между звуками и фонемами.

    Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи – ребенок  не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи.

    Низкий уровень антиципации, смысловой догадки – ребенок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.

    Низкий уровень развития лексики – бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка.

    6ая группа причин:

    Несформированность приемов учебной деятельности – школьник не владеет необходимыми навыками, помогающими успешно справляться с любыми учебными заданиями, не умеет ориентироваться на систему требований, выполняет не все поставленные задачи, а только часть из них.  Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет ребенку выработать определенную последовательность выполнения того или иного задания, он не знает, с чего начать  и что делать потом.

    Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы местами, пропускает слоги, «перескакивает» при чтении через строчку.

    Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения не интересных и однообразных заданий.

    7ая группа причин.

    Индивидуально  - типологические особенности.

    Особенности природной организации нервной деятельности ребенка, которые могут служить причинами трудностей в учебе.

    Во-первых, это низкий уровень работоспособности – недостаточная выносливость нервных клеток ребенка, при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается, и результативность мыслительной деятельности снижается.

    Во-вторых медлительность психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе любого вида любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида задания на другие.

    В-третьих, повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.

    В-четвертых, импульсивность – ребенок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. Импульсивность свойственна всем детям, но при ее яркой выраженности может стать серьезным препятствием в процессе учебной деятельности. Проявляется она несдержанностью, вспыльчивостью, легкомысленностью, непрестанной тягой  к смене впечатлений и др.

    Математика

    Трудности в обучении

    Недостаточно развиты…

    Неустойчивый навык счета.

    Затрудняется определить место числа а натуральном ряду чисел. (Какое число стоит между 5 и 7?)

    Затрудняется в счете в обратном порядке.

    Испытывает трудности при продолжении счета с заданного числа.

    1. ориентировка в пространстве.

    2. наглядно-образное мышление.

    3. абстрактное мышление.

    4. умение планировать свои действия.

    5. концентрация и устойчивость внимания.

    Объем оперативной памяти.

    Трудности при решении арифметических примеров.

    1. умения планировать свои действия.

    2. ведущие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

    3. пространственные отношения.

    4 . произвольность внимания.

    5. работоспособность.

    Не умеет сравнивать числовые множества.

     Затрудняется ответить, что больше или меньше.

    1. умения анализировать.

    2. наглядно-образное мышление.

    3. умения переходить из конкретного плана действий в абстрактный.

    4. восприятия и ориентировки в пространстве.

    Сложности при запоминании таблицы сложения (умножения).

    1. память.

    2. концентрация и устойчивость внимания.

    3. приемы учебной деятельности.

    4. интеллект.

    Трудности в усвоении последовательности решения математических задач или примеров.

    1. умения планировать свои действия.

    2. логическая память.

    3. мыслительные операции (особенно обобщения и систематизации).

    4. речь (неумение составлять грамматические конструкции и их непонимание).

    5. повышенный уровень тревожности.

    Трудности при обобщении.

    1. логическое мышление.

    2. гибкость мыслительных процессов.

    3. психические процессы (медлительность).

    Трудности при решении математических задач.

    1. словесно-логическое мышление.

    2. умение ориентироваться на систему требований и планировать свои действия.

    3. память (не может сохранить в памяти все условие задачи).

    4. концентрация и устойчивость внимания.

    Неумение решать задачу несколькими способами.

    1. гибкость мыслительных процессов

    2. ведущие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

    3. психические процессы (медлительность).

    Трудности в понимании объяснения с первого раза.

    1. приемы учебной деятельности.

    2. концентрация и распределение внимания.

    3. речь.

    4. интеллект.

    5. повышенный уровень тревожности.

    Не справляется с заданием для самостоятельной работы.        

    1. приемы учебной деятельности.

    2. саморегуляция и произвольная деятельность.

    3. организованность.

    Плохо ориентируется в тетради.

    1. восприятие.

    2. ориентировка в пространстве.

    3. зрительный анализ.

    4. концентрация и устойчивость внимания.

    Невнимателен и рассеян.

    1. саморегуляция и произвольность деятельности.

    2. объем и концентрация внимания.

    3. работоспособность.

    Замедленный темп мыслительной деятельности (тугодум).

    1. психические процессы (медлительность). 2. логическое мышление.

    3. концентрация внимания.

    4. пробелы в знаниях.

    1ая группа причин:

    Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве (пространственных представлений). Восприятием называется процесс создания образов окружающего мира. Если этот процесс развит недостаточно, то образы получаются нечеткими и неполными, в результате ребёнок плохо ориентируется в пространстве. Ему трудно поделить пространство на отдельные участки (лево, право и т.д.), а так же он часто путается во взаиморасположении предметов (за, между, перед…)

    2ая группа причин:

    Недостатки в развитии внимания. Внимание – процесс отбора нужной информации и игнорирования лишней. Внимание обладает определенными свойствами: устойчивостью,  концентрацией, переключаемостью, распределением и объемом. Нарушение каждого из свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

    Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно в течение длительного времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

    Низкий уровень переключаемого внимания – ребенок медленно переключает свое внимание с одного объекта на другой.

    Недостатки в распределении внимания – ребенок затрудняет выполнять несколько действий одновременно.

    Недостаточный объем внимания – ребенок может сосредоточиваться на слишком малом количестве информации.

    Недостаточная произвольность внимания – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.

    3я группа причин:

    Недостатки в развитии памяти. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает хранит и воспроизводит информацию. Поэтому фраза «Низкий уровень развития памяти» означает, что недостатки присутствуют в каждом из процессов. Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребенок запоминает информацию механически, зазубрено, без осмысления, не пользуясь логическими, смысловыми или ассоциативными  методами запоминания.

    Существует несколько видов памяти: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение небольшого количества времени, около 20 секунд; Долговременная память, предназначенная для хранения информации в течении длительного времени; Оперативная память,  удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения  какого либо действия или операции.(например, для сдачи экзамена). По длительности хранения и свойствам она занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. При недостаточном объеме оперативной памяти ребенок способен запечатлевать, удерживать и хранить в течение определенного заданного времени очень маленький объем информации. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом,  снижая качество других видов запоминания.

    4ая группа причин:

    Недостатки в развитии интеллектуальной сферы ребенка, а следовательно, мыслительных способностей, которые могут быть предоставлены в словесной и несловесной формах. Недостаточный уровень развития общего интеллекта – у ребенка недостаточно развиты умственные способности в обеих формах мыслительной деятельности.

    Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов (их соединения и разделения на части, низкий уровень зрительного анализа). В таком случае ребенок, что бы выполнить какое либо действие с предметами в уме, должен манипулировать ими: разрезать, соединять, сравнивать на практике.

    Низкий уровень развития словесно – логического мышления – трудности при совершении любых логических действий (обобщение, построение умозаключений) и операций со словами.

    Низкий уровень развития абстрактного мышления – ребенок плохо владеет понятиями, которые не существуют в природе и которые не возможно воспринять при помощи органов чувств (уравнения, площадь). Такими понятиями можно оперировать только в уме, не имея дела  с опытом. Такой уровень мышления считается самым высоким. В младшем школьном возрасте он только формируется.

    Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций. Недостаточное развитие ведущих мыслительных операций обозначает различные трудности в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением; Синтезе – построении целого из частей; сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов; систематизации и классификации – построению предметов или объектов по какой-нибудь схеме; обобщению - связыванию предмета с классом объектов на  основе существенных признаков.

    5ая группа причин:

    Недостатки развития речи детей. Недостаточное развитие речи проявляется в том, что дети испытывают трудности при произнесении слов, поиске нужных  выражений для передачи своих мыслей и при составлении фраз. Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию родов и падежей, что искажает смысл фраз и затрудняет понимание. Низкий уровень развития лексики ребенка формирует бедный словарный запас, затрудняет понимание смысла слова и за его отсутствия в активном словаре ребенка.

    6ая группа причин:

    Вызвана трудностями выполнения учебной деятельности. Ребенок не владеет навыками учебной деятельности, которые помогли бы ему успешно справляться с поставленными задачами. Он не умеет ориентироваться на систему требований, недостаточно умеет планировать свои действия, а значит соблюдать последовательность выполнения заданий.

    Низкий уровень произвольности и саморегуляции деятельности делает затруднительным процесс управления ребенком своей деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

    7ая группа причин:
    связанна с индивидуальными особенностями ребенка.  

    Во-первых, это низкий уровень работоспособности – недостаточная выносливость нервных клеток ребенка, при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается, и результативность мыслительной деятельности снижается.

    Во-вторых медлительность психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе любого вида любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида задания на другие.

    В-третьих, повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.

    И последнее, несколько маленьких советов:

    - Отведите дл занятий с ребенком специальное время и место.

    - Помните, что занятие должны быть регулярными.

    - Делите большие задания на части.

    - Помогайте своему ребенку достигать цели.

    - Не сравнивайте его с другими, а только с ним самим.

    - Следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и неуверен в себе.

    - Поощряйте своего ученика в достижении даже самых маленьких самостоятельных успехов.

    - Формируйте у ребенка желание учиться.

    - Не бойтесь обратиться за помощью к любому учителю.

    Успехов вам, дорогие родители, на нелегком пути  учения своих детей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как правильно подготовить ребёнка к школе. Памятки для родителей будущих первоклассников.

    Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:-Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»-Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.-Как правильно подготовить ...

    презентация к родительскому собранию для родителей будущих первоклассников

    Основные моменты, волнующие родителей будущих первоклассников,общее представление о ФГОС второго поколения, о программе "Школа России"....

    Готовность ребёнка к школе. Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

    Нужно ли учить ребёнка считать, писать и читать до школы? Как и чем помочь будущему первокласснику? Ответы на эти вопросы, возможно, вы найдёте в этих рекомендациях....

    Родительский лекторий. Курс занятий для родителей будущих первоклассников в помощь в подготовке детей к первому классу.

    В данном курсе освещены самые нужные аспекты подготовки детей к первому классу. Это адаптационный период первоклассника, как правильно организовать режим дня первокласснику, как развить организованнос...

    Материал к родительскому собранию для родителей будущих первоклассников

    Цель собрания:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:·         Познакомить родителе...

    Презентация к организационному собранию для родителей будущих первоклассников

    Презентация к организационному собранию для родителей будущих первоклассников...