Собрание для родителей будущих первоклассников "Первый раз в первый класс"
консультация на тему

Перевезенцева Юлия Сергеевна

выступление педагога-психолога, посвященное подготовке детей к поступлению в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы – Перевезенцева Юлия Сергеевна

Текст выступления

Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут Юлия Сергеевна! Я психолог – педагог школы.

 Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

  В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 6 месяцев”.

  Психологическая готовность включает в себя:

  1. личностную готовность;
  2. интеллектуальную готовность;
  3. мотивационную.

Личностная готовность включает в себя  умение строить отношения с учителем,   умение общаться со сверстниками, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребенка на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность.  

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Психологическая готовность к обучению в школе   — это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение, так же, должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

Саморегуляция - способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю   конкретных   умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения, умении принимать и выполнять задачи и требования. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер. Для развития самоконтроля может подойти например игра «спрячь букву от буквоежки», «магазин  ковров», «Пирамидка», «обводилки»

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и  практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие  слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.  

 Можно для развития фонематики ребенка играть в различные игры, например: Игра «Мячик мы ладошкой  «стук», повторяем дружно звук», стараться проговаривать слова полностью.

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Для развития внимания существует много различных упражнений, например «корректурная проба», «путаница», «найди отличия», «пазлы».

Для развития памяти старайтесь больше читать ребенку, необходим его пересказ, рассуждения, заучивание стихов, песен. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

 Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Лепка, рисование, раскрашивание, переборка круп, нанизывание бус.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас