Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника
материал (1 класс) по теме

Корнилова Наталья Фёдоровна

Формирование самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Ребенок в школе устанавливает новые связи, увеличиваются его обязанности и соответственно появляются новые критерии, мерки, оценки, как своих товарищей, так и самого себя.

 Опираясь на суждения товарищей, родителей, учителя, он оценивает себя – в отношении к окружающему миру и школе. Это не значит, что его оценки правильные – часто бывает и наоборот. Оценка себя часто говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел – хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо он учится, как ведет себя на уроках, как слушает учителя, родителей. Для ученика начальной школы легче оценить качества личности, чем свою учебную деятельность. Необходимо создать младшему школьнику доброжелательную атмосферу и условия для успешной деятельности и общения, т.к. неудачи и потрясения отрицательно сказываются на самооценке и отношению к самому себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника

(выступление на родительском собрании)

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе..

 Формирование самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

 При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

 Наблюдения за учебной и внеклассной деятельностью (на уроке, на перемене, в группе продленного дня) показывают, что существует проблема у детей в принятии собственного «я». С поступлением в школу у детей расширяется круг общения, дети имеют больше возможности проявлять свои интересы, отношение к окружающему миру, взаимоотношения с людьми, которые рядом с ним. Наблюдения и исследования раскрывают наличие проблемы в  определении собственного   «я» ребенка.

 Одни закомплексованы и зажаты, другие наоборот – проявляют свое «я» пренебрежительно по отношению к другим. Педагогу необходимо обращать внимание на формирование адекватной самооценки младшего школьника.

 Нарушение самооценки и отрицательное отношение к себе влечет за собой определенные проблемы в учебной деятельности и сфере общения. Для полноценного развития и создания базы успешности человека необходимо проводить корректировку и приводить самооценку в нормальное состояние.

 Методики помогают выявить ребят с отрицательной самооценкой, чтобы своевременно провести работу по доведению ее до нормы или хотя бы изменить внутреннюю мотивацию ребенка. Ребенок с положительным настроем и отношением большего добьется в жизни.

 Ребенок в школе устанавливает новые связи, увеличиваются его обязанности и соответственно появляются новые критерии, мерки, оценки, как своих товарищей, так и самого себя.

 Опираясь на суждения товарищей, родителей, учителя, он оценивает себя – в отношении к окружающему миру и школе. Это не значит, что его оценки правильные – часто бывает и наоборот. Оценка себя часто говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел – хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо он учится, как ведет себя на уроках, как слушает учителя, родителей. Для ученика начальной школы легче оценить качества личности, чем свою учебную деятельность. Необходимо создать младшему школьнику доброжелательную атмосферу и условия для успешной деятельности и общения, т.к. неудачи и потрясения отрицательно сказываются на самооценке и отношению к самому себе.

 Какой бы ни была самооценка ее нужно знать, чтобы помочь ребенку исправить отношение к самому себе или поддержать ее на должном уровне.

 Педагогу и родителям очень важно занять правильную позицию в отношении успехов и неудач детей. Если ребенок неуверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи в учебных делах, важно подбодрить его, убедить его, что при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить. Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями, то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

 С развитием личности младшего школьника мы можем наблюдать, как более точным становится его знание о себе, становится более правильной самоориентации, растет умение разбираться в своих силах и возможностях. Возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Так, уже во втором классе ребята ориентированы в своих действиях на самооценку. Причем самооценка не только становится более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

 В формировании самооценки роль семьи огромна. Представление ребенка о себе самом начинает складываться задолго до поступления его в школу. Условия воспитания ребенка в семье и в детском саду, а затем в школе существенно влияют на формирование у него самооценки и уровня притязаний, от характера которых во многом зависит поведение ребенка в различных ситуациях.

 Особое внимание надо уделить детям с пониженной самооценкой. Поведение детей с пониженной самооценкой отличается пассивностью, робостью, повышенной тревожностью, мнительностью Ранимые и чрезмерно чувствительные к критике и неудачам, они избегают того, чтобы их оценивали, стараются оставаться в тени. Воспринимая и оценивая себя как неудачливых и неспособных к защите, эти дети боятся тех, кто «сильнее» (учителей, родителей), и уклоняются от того, чтобы быть ими замеченными.

 Огромную роль в формировании положительной самооценки играет семья. Уровень самооценки ребенка зависит от того, насколько сплочена его семья. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. Иной, как правило, оказывается домашняя обстановка, в которой воспитываются дети с нормальной самооценкой. Здесь здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдается бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка.

 Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребенком: решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов и вкусов.

 В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, родители, как правило, привлекают их к обсуждению различных доступных их пониманию общесемейных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением и тогда, когда мнение детей расходится с родительским. Эти родители рассматривают своего ребенка как личность, заслуживающую внимания, интереса и уважения.

 Другая картина в семьях, где растут дети с пониженной самооценкой. Матери и отцы этих детей не могли сколько-нибудь глубоко охарактеризовать своего ребенка. В жизнь своих детей эти родители включаются тогда, когда дети создают для них трудности (отстают в учебе, плохо вели себя – и родителей вызывают в школу). На вопросы: «Чем интересуется ваш ребенок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» - обычно следовали такие ответы: «Чем он интересуется? Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять почаще». «Кто его знает, чем он интересуется. Ему надо учением больше интересоваться», «Друзей много, всех не узнаешь. Бегает во дворе со всеми, с кем захочется. Нас весь день дома не бывает…».

 Изучение семей, в которых у детей формируется пониженная самооценка, показывает, что здесь нет какой-либо системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители этих детей как будто дают им большую свободу. Но такая «свобода» оказывается в сущности просто бесконтрольностью, она результат безразличного отношения к ребенку. В таких семьях о трудностях, испытываемых ребенком, о его недостатках чаще всего знает мать. Ребенок чувствует себя здесь неуютно. Общение с родителями он чаще всего избегает.

 Самооценка, складывающаяся у ребенка в семье, существенно сказывается на тех установках, с которыми он приходит в школу, на его отношениях к удачам и в учении, и в общении с товарищами.

 Также необходимо обратить внимание на детей с повышенной самооценкой.

 Здесь нужно объяснить ребенку, что неуважительное отношение к людям, доставляет им боль, что ребенок является членом коллектива, поэтому необходимо считаться с мнением товарищей, уважать другую точку зрения, свой авторитет  повышать за счет своих достижений.

 Необходимо разобраться в семейном микроклимате у детей с повышенной самооценкой, чтобы выяснить причины такого поведения.

 Каждый родитель хочет, чтобы судьба ребенка сложилась, была успешной. Но многое зависит от взрослых, которые окружают ребенка.

Рекомендации родителям:

 1. Ребёнок – это личность, любите и принимайте его таким, какой он есть.

 2. Воспитывайте в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную атмосферу вокруг ребенка.

 3. Ориентируйте ребенка на достижение цели.

 4. Отмечайте все  успехи своего ребенка.

 5. Разговаривайте с  ребенком и умейте выслушать его.

 6. Помогите найти выход из сложной  ситуации.

 7. Избегайте опасного поведения детей и повышайте  самооценку ребенка.

 8. Формируйте нравственную сферу жизни ребенка.

 Родители в сотрудничестве со школой должны способствовать тому, чтобы у детей сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение.

 Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие. При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

 Важно понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, это является непременным условием формирования положительной самооценки младшего школьника. Однако значимость проблемы требует более подробного рассмотрения условий, средств и методов  воспитания детей в семье.

Список литературы:

 1.       Сластёнин В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шилов Е.Н. – М.:«Академия», 2004. –286,345 с.

 2.       Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников.//Начальная школа. – 2003. – №10 – С. 99–102.

 3.       Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. Учеб. пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр» Академия»2002.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника.

Понятие семьи.Стили воспитания в семье. Влияние их на формирование самооценки ребёнка.Внутрисемейные психологические факторы,имеющие воспитательное значение....

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Сегодня наши дети большую часть свободного времени проводят на просторах Интернета, а отнюдь не чтением книг. Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем и учителем. Дети рассм...

Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников

В статье показана роль семьи в формировании интереса к чтению у младших школьников...

Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание чело...

Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание чело...

Роль графического диктанта в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Многолетний педагогический опыт доказывает неоценимую роль графического диктанта в успешной реализации проблемы формирования положительной мотивации младших школьников.Кроме того, графический диктант ...

"Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника"

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку....