"Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника"
учебно-методический материал (3 класс)

Ефремова Татьяна Валентиновна

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс. Программа «Школа-2100».  

Тема урока: «Права и обязанности учащихся»

 Основы религиозной культуры и светской этики

Кузнецова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №158  Санкт-Петербурга

Цели и задачи урока:

1.Помочь разобраться детям в понятиях «права» и «обязанности».

2. Воспитывать  уважение к правам других.

3.Привести в систему  уже имеющиеся у детей знания о правилах поведения

в школе.

4. Развитие речи учащихся.

5..воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;

6.Развитие внимания, памяти.

7.Совершенствовать навыки культуры поведения на уроке. 

8.расширение кругозора знаний учащихся;

9.повышение интереса к предмету.

10.воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Тип урока: Урок  изучения нового материала.

Урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний. Дети учатся работать с информацией, выделять главное и второстепенное, сотрудничать в группе, подводить итоги своей деятельности и делать выводы.

Организационные формы общенияфронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке используются следующие приемы и методы работы:

- работа в группах

-  Проблемные ситуации

-работа с таблицей

- работа с текстом

-  инсценирование

- диалог и обсуждение

Оборудование:

1.Права и обязанности учащихся  школы.

2. Карточки для составления темы урока.

3.Тексты для обсуждения.

4.Материал для работы в группах.

Ход урока:

I.   Организационный момент.

-Проверьте вашу готовность  к уроку. На парте у вас раздаточный материал.

II.   Актуализация  знаний.

-Послушайте, пожалуйста, диалог двух ребят.

Сценку показывают 2 ребят.

- Учительницу по истории видел?- спросил Антон у Игоря.- Она со следующего года будет нашим классным руководителем.

- Придется к новым правилам привыкать,- кивнул Игорь,- начальная школа заканчивается.

-А  зачем нам  новые правила?- не понял Антон.

- А ты вспомни, ответил Игорь, когда мы в первый класс пришли, сколько новых правил поведения учили! А сейчас в  основную школу переходим – там свои правила, особые!

- Почему? - удивился Антон.-  Правила везде должны быть одинаковые, не обманывай, чужого не бери, поступай с другими честно, по справедливости. Ив основной школе ничего особенного быть не может! (Диалог может быть прочитан или инсценирован детьми, на усмотрение учителя.)

- Что вызвало удивление Антона? Какая ситуация ему непонятна?

- Как вы считаете, кто из ребят прав? Почему? Обоснуйте свой ответ.

- Как вы думаете для чего необходимо  соблюдать правила в нашей жизни?

- Вспомните, о каких правилах школьной жизни мы договаривались с первого класса?

III. Объявление темы урока.

Работа в группах.

- Возьмите белый конверт. Прочитайте задание.

- Составьте из данных слогов 2 слова.

ва   о    пра       сти      бя    но  зан ( права, обязанности)

- Какие слова у Вас получились?

- Как эти слова  связаны с нашей темой урока?  Кто попробует сформулировать тему урока?

Тема урока: «Права и обязанности учащихся» (вывешивается на доску)

IV. Повторение   изученного.

--Что означают слова «права» и «обязанности»?

-Выслушиваются высказывания детей.

-Давайте уточним значения данных слов, используя словарь Ожегова.

Дети работают со словарем.

 -Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

 -Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

V.  Открытие новых знаний.

Продолжаем нашу работу в группах. Возьмите голубой конверт, прочитайте и выполните задание.

Закончи предложение:

-В школе я должен…

-В школе я имею право…

- Какое значение в вашей жизни играет школа? Чему она вас научила?

-Что произойдет,         если в школе все ребята перестанут соблюдать правила поведения?

-Возьмите зеленый конверт. Прочитайте задание.

-Вспомните права и обязанности учащихся в школе и заполните таблицу после обсуждения в группе.

Важнейшие права школьника

Важнейшие обязанности школьника

-Посмотрим , как вы справились с заданием. Выслушаем ваших представителей от групп и заполним сводную таблицу на доске.

Физкультминутка.  (Музыкальная пауза)

VI. Продолжение работы по теме.

- А теперь давайте более подробно познакомимся с правами и обязанностями учащихся нашей школы.  Два ученика зачитывают  текст и вывешивают на доску.

- Какие правила вы систематически выполняете?

- Какие правила вы выполняете не всегда? Почему?

Применение новых знаний.

- Объясните, какие правила действуют в этих ситуациях.

- Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

А) Вы получили домашнее задание по группам, распределили обязанности в вашей группе и разошлись по домам. Дома Ты сел смотреть телевизор и вспомнил о задании  только перед сном. Какое правило поможет тебе принять правильное решение?

Б) Когда учитель вышел из класса, несколько ребят стали бегать по классу ,мешать остальным. Перед приходом учителя все уселись по своим местам. Учитель не знал, что в классе был беспорядок и не спрашивал об этом. У тебя появилось желание поднять руку и рассказать, кто бегал и мешал всем, но что-то тебя сдерживает. Какое правило поможет тебе принять решение?

Дети высказывают свое мнение и объясняют его.

Подумай , могут ли эти правила подойти для нашей школы и нашего класса. Объясни почему.

Хочешь , чтобы тебя уважали,- уважай человеческое достоинство других людей.

- Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам.

- Всегда отстаивай свое мнение, но если ты не прав, признай это.

- Правда нужна не только тебе, но и окружающим.

- Стремись жить с пользой для других и для себя.

- Как вы понимаете выражение «право на ошибку» .Подумайте, существуют ли люди ,которые не совершают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами?

- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?

VII. Подведение итогов работы.

- Какой теме был посвящен сегодняшний урок?

- Какие права и обязанности учащихся вы знаете? С какой целью их необходимо выполнять?

- Чтобы вы дополнили или изменили в правах и обязанностях учащихся, если бы стали директором школы?

- Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками?

- Какие права ты считаешь главными для человека? Почему?

- Что вам понравилось на уроке? Какие задания вызвали наибольшие трудности? Почему?

-Что вам понравилось сегодня  на уроке? Что вызвало  трудности?

- Как вы оцениваете работу вашей группы? Почему? Докажите вашу точку зрения.

- Мне понравилась ваша работа на уроке, вы работали дружно, помогали друг другу. Молодцы!

VIII. Домашнее задание.

1.Подумайте, кто хотел бы осуществить проект на тему «Правила поведения в школе».

2.Подготовьте в группе проект и нарисуйте плакат  на тему «Права и обязанности учащихся».

IX.Организованное окончание урока.

- Вы замечательно работали на уроке , с поставленными задачами справились.

- Молодцы! Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное, и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить  целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Формирование самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Наблюдения за учебной и внеклассной деятельностью (на уроке, на перемене, в группе продленного дня) показывают, что существует проблема у детей в принятии собственного «я». С поступлением в школу у детей расширяется круг общения, дети имеют больше возможности проявлять свои интересы, отношение к окружающему миру, взаимоотношения с людьми, которые рядом с ним. Наблюдения  и исследования раскрывают наличие проблемы в  определении собственного   «я» ребенка.

Одни закомплексованы и зажаты, другие наоборот – проявляют свое «я» пренебрежительно по отношению к другим. Педагогу необходимо  обращать внимание на формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Нарушение самооценки и отрицательное отношение к себе влечет за собой определенные проблемы в учебной деятельности и сфере общения. Для полноценного развития и создания базы успешности человека необходимо проводить корректировку и приводить самооценку в нормальное состояние.

Для выявления уровня самооценки ребенка в начальной школе(1-2 класс) можно использовать - методики: 1). «Лесенка»; 2). «Автопортрет»; 3). «Подковка».

Методики помогают выявить ребят с отрицательной самооценкой, чтобы своевременно провести работу по доведению ее до нормы или хотя бы изменить внутреннюю мотивацию ребенка. Ребенок с положительным настроем и отношением большего добьется в жизни.

Ребенок в школе устанавливает новые связи, увеличиваются его обязанности и соответственно появляются новые критерии, мерки, оценки, как своих товарищей, так и самого себя.

Опираясь на суждения товарищей, родителей, учителя, он оценивает себя – в отношении к окружающему миру и школе. Это не значит, что его оценки правильные – часто бывает и наоборот. Оценка себя часто говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел – хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо он учится, как ведет себя на уроках, как слушает учителя, родителей. Для ученика начальной школы легче оценить качества личности, чем свою учебную деятельность. Необходимо создать младшему школьнику доброжелательную атмосферу и условия для успешной деятельности и общения, т.к. неудачи и потрясения отрицательно сказываются на самооценке и отношению к самому себе.

Какой бы ни была самооценка ее нужно знать, чтобы помочь ребенку исправить отношение к самому себе или поддержать ее на должном уровне.

Педагогу и родителям очень важно занять правильную позицию в отношении успехов и неудач детей. Если ребенок неуверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи в учебных делах, важно подбодрить его, убедить его, что при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить. Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями, то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

С развитием личности младшего школьника мы можем наблюдать, как более точным становится его знание о себе, становится более правильной самоориентации, растет умение разбираться в своих силах и возможностях. Возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Так, уже во втором классе ребята ориентированы в своих действиях на самооценку. Причем самооценка не только становится более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

В формировании самооценки роль семьи огромна. Представление ребенка о себе самом начинает складываться задолго до поступления его в школу. Условия воспитания ребенка в семье и в детском саду, а затем в школе существенно влияют на формирование у него самооценки и уровня притязаний, от характера которых во многом зависит поведение ребенка в различных ситуациях.

Особое внимание надо уделить детям с пониженной самооценкой. Поведение детей с пониженной самооценкой отличается пассивностью, робостью, повышенной тревожностью, мнительностью Ранимые и чрезмерно чувствительные к критике и неудачам, они избегают того, чтобы их оценивали, стараются оставаться в тени. Воспринимая и оценивая себя как неудачливых и неспособных к защите, эти дети боятся тех, кто «сильнее» (учителей, родителей), и уклоняются от того, чтобы быть ими замеченными.

Огромную роль в формировании положительной самооценки играет семья.   Уровень  самооценки ребенка зависит от того, насколько сплочена его семья. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. Иной, как правило, оказывается домашняя обстановка, в которой воспитываются дети с нормальной самооценкой. Здесь здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдается бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка.

Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребенком: решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов и вкусов.

В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, родители, как правило, привлекают их к обсуждению различных доступных их пониманию общесемейных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением и тогда, когда мнение детей расходится с родительским. Эти родители рассматривают своего ребенка как личность, заслуживающую внимания, интереса и уважения.

Другая картина в семьях, где растут дети с пониженной самооценкой. Матери и отцы этих детей не могли сколько-нибудь глубоко охарактеризовать своего ребенка. В жизнь своих детей эти родители включаются тогда, когда дети создают для них трудности (отстают в учебе, плохо вели себя – и родителей вызывают в школу). На вопросы: «Чем интересуется ваш ребенок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» - обычно следовали такие ответы: «Чем он интересуется? Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять почаще». «Кто его знает, чем он интересуется. Ему надо учением больше интересоваться», «Друзей много, всех не узнаешь. Бегает во дворе со всеми, с кем захочется. Нас весь день дома не бывает…».

Изучение семей, в которых у детей формируется пониженная самооценка, показывает, что здесь нет какой-либо системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители этих детей как будто дают им большую свободу. Но такая «свобода» оказывается в сущности просто бесконтрольностью, она результат безразличного отношения к ребенку. В таких семьях о трудностях, испытываемых ребенком, о его недостатках чаще всего знает мать. Ребенок чувствует себя здесь неуютно. Общение с родителями он чаще всего избегает.

Самооценка, складывающаяся у ребенка в семье, существенно сказывается на тех установках, с которыми он приходит в школу, на его отношениях к удачам и в учении, и в общении с товарищами.

Также необходимо обратить внимание на детей с повышенной самооценкой.

Здесь нужно объяснить ребенку, что неуважительное отношение к людям, доставляет им боль, что ребенок является членом коллектива, поэтому необходимо  считаться с мнением товарищей, уважать другую точку зрения, свой авторитет  повышать за счет своих достижений.

Необходимо разобраться в семейном микроклимате у детей с повышенной самооценкой, чтобы выяснить причины такого поведения.

Каждый родитель хочет, чтобы судьба ребенка сложилась, была успешной. Но многое зависит от взрослых, которые окружают ребенка.

Рекомендации родителям:

1.   Ребёнок – это личность, любите и принимайте его таким, какой он есть.

2.  Воспитывайте в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную атмосферу вокруг ребенка.

3. Ориентируйте ребенка на достижение цели.

4.  Отмечайте все  успехи своего ребенка.

5.  Разговаривайте с  ребенком и умейте выслушать его.

6.  Помогите найти выход из сложной  ситуации.

7. Избегайте опасного поведения детей и повышайте  самооценку ребенка. 8. Формируйте нравственную сферу жизни ребенка.

Родители в сотрудничестве со школой должны способствовать тому, чтобы у детей сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение.

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие. При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

Важно понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, это является непременным условием формирования положительной самооценки младшего школьника. Однако значимость проблемы требует более подробного рассмотрения условий, средств и методов  воспитания детей в семье.

Литература:

  1. Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с.
  2. Фомина, Л.Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. – 2003. – №10 – С. 99–102.
  3. 3.ТалызинаН.Ф. Практикум по педагогической психологии. Учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.Издательский центр»Академия»2002.-192с.
  4. Преподавание в начальных классах. Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т.Н. Сиделева и др.
  5. Р.С.Немов Психология. Книга  2.Психология образования.М: «Просвещение»,2005