Технические навыки чтения и технологии их формирования в период первоначального обучения
статья по теме

 

   

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства , относящиеся к мыслительной и речевой деятельности. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально

сплелись элементы и свойства , относящиеся к мыслитель-

ной и речевой деятельности. В процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, мобилизируется лексика, тот запас слов ,которым владеет читающий и овладевает.

      Навык чтения – это и то, чему учат и одновременното, по-

средстваом чего ученик сам учится.

    Навык чтения складывается в целом из двух сторон:

смысловой(понимания, уразумения содержания и смысла

читаемого) и технической, подчиненной первой, обслуживающей ее –способом чтения, правильностью и выразительностью чтения.

     Способы чтения  могут быть побуквенным, слоговым отрывистым - это непродуктивные ,нежелательные способы, а вот плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными, Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от слогового к чтению целыми словами.

Поступив учиться, каждый ребенок уже владеет двумя видами речевой деятельности: слушанием(аудированием)

и говорением. Именно на их основе происходит формирование двух других форм речи- чтения и письма.

И если с первых же школьных шагов наладить успешное

взаимодействие основных видов речевой деятельности, то

этим будет заложен прочный фундамент всего речевого и

языкового развития ребенка, и особенно чтения и письма.

   Устные формы речи выступают в качестве первоосновы,

фундамента. Посредством говорения ,этого наиболее прак-

тикуемого в повседневной жизни вида речевой деятельнос-

ти, ребенок более всего овладевает всем комплексом речедвижений . Ценность речедвижений для развития рече-

вой способности ребенка заключается в том, что между ре-

чедвижениями устанавливаются ассоциации со слуховыми

ощущениями, возникающими при говорении.

    Как свидетельствуют исследования академика И.П.Пав-

лова, а до него Сеченова, а после них психолога Жинкина,

«речедвижения являются основной мыслительной дея-

тельностью» и соответственно – речевой, во всех ее разно-

видностях.

     Из всего сказанного следует два важных методических

вывода. Первый - на всем протяжении дошкольного и

младшего школьного возраста необходимо как можно

больше внимания уделять говорению и слушанию ребен-

ка: то ли это будет пересказ прочитанного, просмотренного,

громкое чтение вслух , чтение заученных наизусть стихов и

др. Второй вывод- устные формы речи с первых школь-

ных шагов ребенка должны стать предметом анализа.

Анализ будет направлен на установление в речи - в устном

высказывании,в воспринятом на слух рассказе – отдельных

предложений,в них- отдельных слов, в словах - слогов, глав-

ных произносительных единиц речи.

   

  Успешность формирования умений и навыков чтения и письма во многом зависят от развития устной речи детей,

от их умений подвергнуть ее анализу и прежде всего по-

средством особого рода нарочитого произнесения слов, т.е.

умением произнести слово так , как его надо писать.

Н. И. Жинкин показал, что «орфографическое проговарива-

ние потребует слогораздельного произнесения слов, что

вызовет усилие всех слоговых позиций».

  С первых же школьных шагов ребенка принципиально

важно научить его такого рода способу произнесения слов.

Наряду с орфоэпическим произнесением ввести в практику

и орфографическое произнесение и чтение.

   Русский психолог Н. И. Жинкин указывал, что «устная речь реализуется в слогах, т.к.это специальное двигательное

устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Систем-

ное и осмысленное употребление слогов доступно только

человеку.

      При обучении первоначальному чтению важно вырабатывать у детей прочные умения безошибочного рас-

познавания тех слогов в словах, которые входят в их состав,

находить в каждом слове слогообразующий звук, коим всегда бывает только гласный.

      В русском языке практически все слова складываются

из 19 структурных типов слогов :1)г,2)сг ,3)гс, 4)сгс, 5)ccг,

6)гсс и др.Каждый из них, за исключением Г,ГС, в свою структуру включает слияние. Именно безошибочное и быст-

рое распознавание слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечивает слитное чтение целых слов и чте-

ние целыми словами.

        Для обеспечения хорошего зрительного, речепроизно-

сительного и слухового запоминания слога полезны такие

виды работ:

1)озвучивается каждая буква слога в отдельности

и громко произносится в целом

2)выявление слияния в более сложном слоге, подчеркивание

его в словах, тексте

3)придумать слова с данным слогом путем присоединения

своего слога, буквы

4)найти в тексте слова, в состав которых входят слоги

из столбиков

5)проводить соединительные линии от слова к слогу-слиянию в столбике

     При формировании первоначальному чтению возникает

как бы своеобразный  круг связей: зрительных, речедвига-

тельных и слуховых, которые вкупе обеспечивают понима-

ние и осознание. Поэтому в начальном обучении чтению

более всего пригодно так называемое медленное чтение, ко-

торое современные ученые Лихачев и Панченко назвали ве-

ликим и непревзойденным способом глубинного проникно-

вения в суть художественного произведения. При обучении

детей первоначальному чтению надо учитывать ту его осо-

бенность, что глаза при чтении двигаются не равномерно, а

скачками, короткими «пробежками».После каждой из них

возникает короткая остеновка - фиксация.В это время и про-

исходит опознание одной или нескольких букв. Поэтому су-

щественно важно ,чтобы поле чтения у ребенка не замыка-

лось на одной букве. Для этого проводить работу по разви-

тию у детей периферического зрения(умения без движения

зрачков видеть несколько букв).Использовать упражнения

с буквенными, цифровыми таблицами А. Т. Степанишевым

в книге «Читать можно быстрее».Упражнения  такого типа:

двигаясь по центральной вертикальной линии сверху вниз,

называть боковые буквы, слоги.

     Формированию функционального базиса навыков чтения

способствуют следующие виды упражнений:

- цветовая маркеровка слогов

-пошаговое деление на слоги(у Базарного)

-зачеркивание букв, нахождение слов на карточках

-слоговые таблицы Шульта

-чтение алфавита, которое перемежается со счетом

-дермолексия (рисование на ледони, спине)

-группировка стилизованных букв

-слово рассыпалось, собери слово

-узнай букву по элементу, части                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Доклад на тему: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...

Доклад на тему: « Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания».

Данный доклад посвещен проблеме совершенствования техники чтения младших школьников, так как оно является одним из важнейших компонентов учебной деятельности....

Открытый урок на тему: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на баяне (аккордеоне)

формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна....

Тема: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...