Заповеди, советы для родителей
материал на тему

Языкова Людмила Ивановна

рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_sovety_zapovedi.odt33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Правила детского общежития,

следуя которым, родители могут подготовить своего ребенка

к самостоятельной жизни среди сверстников в школе.

  1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  3. Не дерись без обиды. Не обижайся без дела. Сам ни к кому не приставай.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно. Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  5. Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза не проси ни о чем.
  6. Из – за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметки не спорь, не обижайся.
  7. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  8. Не ябедничай за спиной у товарищей.
  9. Почаще говори: давай дружить, давай вместе пойдем домой.
  10. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят; не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль. И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  11. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  12. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Негативные установки

Позитивные установки

                                          (Сказав это, - ИСПРАВТЕСЬ!)

«Думай только о себе, не жалей никого»

«Сколько отдашь – столько и получишь»

«Ты всегда, как твой(я) папа (мама)»

«Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»

«Дурачок ты мой!»

«В тебе все прекрасно...»

«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»

«Какое счастье, что ты у нас есть!»

«Сколько сил мы тебе отдали, а ты...»

«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя»

«Не твоего ума дело...»

«Твое мнение всем интересно»

«Бог тебя накажет!»

«Бог любит тебя!»

«Не верь никому, обманут!»

«Выбирай себе друзей сам...»

«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»

«Как ты относишься к людям, так и они к тебе», «Как аукнется, так и откликнется»

«Ты всегда это делаешь хуже других...»

«Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»

«Женщина глупее мужчины»

«Все зависит от человека»

«Ты плохой!»

«Я тебя люблю любого»

Как часто вы говорите детям...?

  • Я сейчас занят(а)?
  • Посмотри, что ты натворил!
  • Это надо делать не так...
  • Неправильно!
  • Когда же ты научишься?
  • Сколько раз я тебе говорила!
  • Нет! Я не могу!
  • Ты сведешь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во все лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень много знаешь!
  • Спасибо!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе...
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой...

                         Рекомендации родителям

  • Уважайте личность ребенка.
  • Почаще проводите свой досуг совместно с детьми.
  • Общайтесь с друзьями своих детей.
  • Принимайте участие в делах класса.
  • Будьте в курсе дел своего ребенка.

Детей учит то, что их окружает...

  • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  • Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  • Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Распоряжение родителей

должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением.
  • Оно должно быть пассивным и разумным для ребенка.
  • Оно не должно противоречить распоряжению другого родителя. Давая повторное распоряжение и добиваясь его выполнения, задумайтесь, почему возникло сопротивление вашему распоряжению, и вы обязательно увидите, что в чем – то сами виноваты, что – то сами сделали неправильно.
  • Самое важное в этой области, чтобы не накапливался опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказанию.

Заповеди для родителей,

которые приручают ребенка к труду:

  1. Предоставьте ему самостоятельность.
  2. Не подсказывайте ему готовое решение.
  3. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
  4. Старайтесь быть требовательным, но добрым воспитателем, а главное, не гоните детей от себя, когда вы занимаетесь какой – нибудь работой: потраченные сегодня минуты внимания к ребенку избавят вас от долгих часов мучения в более старшем возрасте.

«Как прожить хотя бы один день

 без нервотрепки, поучений, взаимных обид?»

  1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
  4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем – то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два – три часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для востановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начать сначала.
  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 минутные переменки.
  10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша  помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка ( «не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то ...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что – то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7 – 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Заповеди воспитателя

  1. Главный принцип воспитателя – расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своем же воспитании.
  2. Общение – суть жизни людей. Главный метод воспитания – доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.
  3. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношения взрослых – это среда, в которой формируется личность человека будущего. Поэтому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, которой мы стремимся вселить в ребенка.
  4. Вера человека в людей, вера человека в собственные жизненные позиции – это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.
  5. Воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких и о людях вообще.
  6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Таким ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.
  7. Ребенок – импульсивное существо, ему будет трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.
  8. Воспитание – скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.
  9. Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.
  10. Мы должны решительно отказаться от авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

Родительская одаренность.

   Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат в семьях, где росли одаренные дети. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и прежде всего это – стиль родительского взаимодействия с ребенком. По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально – творческих способностей.

   Предложенный список, включающий 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль взаимодействия родителей с ребенком соответствует практическим находкам наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей.

  1. Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с  творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  22. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
  23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
  25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  26. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
  27. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
  28. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  29. Не существует тем, которые я исключаю для общения с ребенком.
  30. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
  31. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  32. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда
  33. Я поощряю в ребенке независимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей первоклассников.

Советы для родителей первоклассников....

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

10 заповедей воспитания для родителей

Можно использовать на родительском собрании....

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Как помочь ребёнку (Памятки и советы для родителей) Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Советы для родителей по организации режима дня, обучения детей, повышению уровня школьной мотивации....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА"...

Советы психолога родителям будущего первоклассника. О чем необходимо помнить родителям?

В статье даются советы родителям будущего первоклассника...