Родительское собрание по теме "Воспитание самостоятельности"
статья (3 класс) на тему

Воспитание самостоятельности и ответственности - важные задачи семейного воспитания. Как помочь детям стать ответственными за свои поступки и решения? Как воспитывать ребёнка и не испортить с ним отношения? Эти и другие вопросы обсуждаются на собрании с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_samostoyatelnosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                             Воспитание самостоятельности.

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности.

Задачи: 1). Дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.

             2).Провести тренинг по правильному построению «Я – высказываний».

     Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой .с проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются все родители: у кого-то дети не в меру самостоятельные, а у кто-то устал контролировать каждый их шаг.

     Дети хотят принимать самостоятельные решения, но у них на этом поприще всегда возникают проблемы. Хотел починить игрушку – сломал её. Хотел помыть посуду – разбил чашку. И взрослые начинают применять санкции: не лезь, не тронь, не делай.

   С возрастом стремление к самостоятельности усиливается, но всегда дети понимают, что за последствия принятого решения придётся отвечать им самим, а не родителям. Они надеются на помощь и поддержку родителей. Уверены, что все их промахи родители исправят.

     Надо объяснить ребёнку, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них. Когда ребёнок это поймёт, он начнёт к своим самостоятельным поступкам относиться более обдуманно. Это не значит, что мы бросим детей на произвол судьбы или перестанем о нём заботиться. Это значит, что к ребёнку будем относиться как к равноправному члену семьи.  Как к человеку, который может принять решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет слишком тяжёл. Но и решение обратиться за помощью он тоже примет самостоятельно.

     Когда родители начинают беспокоиться об отсутствии самостоятельности и ответственности у своего ребёнка? Возьмите приложение 1. Это список проблем, которые составил школьный психолог. Отметьте те, которые возникали в вашей семье. Возможно, вы могли приписать и свои.

Приложение 1. Анкета для родителей.

Отметьте, с какими проблемами вы сталкивались?

1. Ребёнок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.

2. Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.

3. Прогуливает школу, а дома говорит, что был на занятиях.

4. Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.

5.Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.                                                                                  -1-

6.Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.

7.Ничего не рассказывает о своих делах. Очень скрытен.

8. Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять несколько раз.

9.После школы не идёт сразу домой, а бродит неизвестно где.

10. Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих оценок.

11. Не следит за своими вещами, бросает их где попало.

12. Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора

  А теперь выясним, какие меры принять для исправления положения. Во второй колонке на листе перечислите ваши действия и поставьте против каждого из них знак плюс, минус, вопрос. Минус – если действия не помогли или помогли на короткое время. Плюс – если ситуация улучшилась. Вопрос – если не ясно, чем закончатся ваши действия.

    На пути воспитания самостоятельности родители иногда допускают ошибки.

  • Они подчиняют свою жизнь одной цели – сделать так, чтобы ребёнок рос в самых лучших условиях. Привыкнув к такому устройству мира, дети перестают делать что-либо самостоятельно, следовательно, не несут ответственности за свои поступки.  
  • Родители сами отказывают в воспитании самостоятельности, потому что так проще о безопаснее для них. Не надо бояться. Что дети наделают глупостей. Например: не проявят инициативы в покупке продуктов и не купят чёрствый хлеб; не будут жарить яичницу и ничего у них не пригорит; не будут сразу начисто делать домашнюю работу в тетради, а сделают для проверки на черновике. Ребёнок следует указаниям родителей и не надо искать новых форм взаимодействия. Не расширив полномочия ребёнка, невозможно изменить образ его мыслей. Ребёнок будет надеяться на вашу опеку.

  Значит, в воспитании самостоятельности ребёнка надо начать с себя. Посмотрите на ребёнка. На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? Перечислите их. А теперь напишите, что вы хотите изменить. Какие положительные качества ребёнка помогут вам решить проблему? Ребёнок, как правило, дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои отношения с опорой на это качество ребёнка. Не угрожайте ему, а поделитесь своими чувствами: «Я была бы рада, если бы ты сегодня пришёл пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили твои проблемы.»

    Обратите внимание на построение фраз. «Ты – высказывания» - создают впечатления абсолютной вашей правоты и неправоты другого человека. «Ты всегда оставляешь грязь в своей комнате.» Ребёнок  чувствует, что он плохой и обижается. «Я – высказывания» - это когда вы говорите то, что вы чувствуете или хотите чувствовать. «Я очень устала и огорчена, что не ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу». Это приём менее конфликтен.                                                                                              -2-

       «Я – концепции» лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы вы хотели. При этом используйте такие обороты- «мне бы хотелось», « я была бы рада».

   Тренинг. Приложение 2. Попробуйте построить «Я – высказывания» и применить их с общении с ребёнком.

 «Я – высказывания»

1.Я чувствую себя возбуждённой, обескураженной, преисполненной надежды, озадаченной, раздосадованной.

2. Я хочу чувствовать себя счастливой.

3.Я собираюсь позаботиться о себе, пойти спать, немного почитать.

4. Я жду хороших поступков.

    В жизни ребёнок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть и которые вас удивят. Научитесь видеть своего ребёнка. Для этого выполните правила повседневного общения:

* не судите о ребёнке по высказываниям других людей;

*замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребёнка и начните освобождаться от неё;

*научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребёнком.

     Возможно, эти положения вызовут у вас протест, как и всё новое, к которому трудно привыкнуть. Естественно, возможны и ошибки в решениях вашего ребёнка. Но мы все ошибаемся и исправляем свои ошибки и накапливаем жизненный опыт.

   Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит от их личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребёнка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результат их деятельности, а другим нужен контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, а кому-то неусыпное внимание взрослого. Надо набраться терпения на этом трудном пути формирования самостоятельности. Передача ответственности ребёнку должна быть постепенной.

  Процесс воспитания самостоятельности надо начинать  постепенно.

1). Приучайте ребёнка  к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть помогает вам по хозяйству, постепенно появится личная обязанность, за которую отвечает только он и никто другой.

2).Предоставьте возможность ребёнку самому себя обслуживать: собирать ранец, брать спортивную форму)

3).Привлекайте ребёнка к обсуждению семейных планов. Выслушивайте его мнение.

4)Не стойте над душой у ребёнка. Так он никогда не научится быть самостоятельным.                                                                            -3-

5). Поощряйте вопросы с его стороны, но не разжёвывайте задания – он сам должен сам научиться их понимать.

6). Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребёнка чувства времени. Он должен рассчитать, сколько времени уйдёт на выполнения его обязанности.

7).Если вы говорите, что что-то сделаете, то делайте это непременно, иначе ребёнок не будет слушать ваши предупреждения.

   В каждой семье ситуации разные. Вы можете прислушаться к каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребёнку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи.