Главные вкладки

    Как помочь ребёнку полюбить чтение.
    консультация (2 класс) на тему

    Бараева Ирина Викторовна

    Представленный материал поможет родителям решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Информация представлена в виде актуальных вопросов и ответов, в итоге сформулированы правила для родителей и игровые моменты по привлечению ребёнка в мир книг.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_pomoch_rebyonku_polyubit_chtenie.docx34.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребенку полюбить чтение?

    Цели собрания:

    - привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;

    - помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

    Книга сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наверное, каждый взрослый может вспомнить ту первую книгу, которую читали ему в детстве. «Величайшим из чудес» называл книгу Максим Горький.

    Разве не чудо, что испещренные значками страницы хранят чьи-то сокровенные мысли, что череда букв способна вызывать у нас радость и грусть, боль и надежду, негодование и любовь? Актуальность рассмотрения проблемы чтения заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем. Должен уметь читать не только слова и предложения, не только усваивать содержание, но и находить в тексте нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

    Часто мы слышим и произносим следующие слова: «Современные дети не любят читать, не хотят читать, не читают, не умеют выбрать интересную книгу, не могут сформулировать авторскую позицию» и т.д

    Вопрос: Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера, DVD. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

    Ответ: Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то  на каток, то еще куда-нибудь.

    Накануне нашей встречи мною было проведено анкетирование детей нашего класса, позволившее выявить, как обстоят дела с чтением в семьях. Результаты анкетирования оказались следующими (было опрошено 22 ребёнка):

    1. Читают ли тебе родители книги?

    Да – 1 чел.

    Иногда – 6 чел.

    Нет – 15 чел.

    1. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

    Да – 10 чел.

    Иногда – 9 чел.

    Нет – 3 чел.

    1. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

    Да – 15 чел.

    Нет – 7 чел.

    1. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?

    Сам – 19 чел.

    Родители – 3 чел.

    1. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

    Да – 17 чел.

    Нет – 5 чел.

    1. Считаешь ли ты книгу подарком?

    Да – 18 чел.

    Нет – 4 чел.

    1. Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи её название и автора.

    Указали название и автора – 8 чел.

    Указали название – 2 чел.

    Читают, но не помнят данных – 2 чел.

    Не читают ничего –10 чел.

    Как привить ребёнку любовь к чтению?

    Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
    Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги?

    Семейное чтение.

    Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей: от того, является ли семья читающей, является ли чтение одним из способов проведения семейного досуга, имеются ли традиции семейного чтения. Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития и воспитания ребёнка момент совместного действия с родителями. Кроме того, доказано, если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.

    Семейное чтение – важная часть домашнего уклада, если оно превращено в ритуал. Например, чтение вслух, когда все уже собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания.

    Вопрос: Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?

    Ответ: Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, книга и любовь к книге не может быть предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»,  «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше сказать так: «Чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем почитать».


         Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребёнка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадёт интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит днём, то очень важно, чтобы это было не в суете, одновременно с домашними делами, а как специальное занятие. В это время ничего не должно отвлекать ребёнка: телевизор, музыка, телефонные звонки, хождение взрослых по комнате будут мешать ему.
    После чтения коротких сказок и рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.

    Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребёнка нелёгкую работу и он ещё долго не сможет получать удовольствие от сюжета книги просто потому, что всё внимание сосредоточено на правильном прочтении слов. Во-вторых, – и это главное – семейное чтение является важнейшим моментом общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития детей тактильные ощущения столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение. Закончив чтение, предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было раньше и какое развитие действий он себе представляет. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение. Если вы развили в ребёнке потребность к чтению, то он будет с нетерпением ждать, когда ему почитают, и получит удовольствие от общения со взрослыми.

    Вопрос: Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

    Ответ: Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой,  и неосторожно обрывают их.

    Домашняя библиотека.

    Домашняя библиотека – важная часть семейного уклада, влияющая на воспитание детей самим фактором своего наличия. Подбор книг и организация домашней библиотеки зависит от особенностей семьи, но существуют некоторые общие принципы, которые помогают разумному её формированию и хранению.
    Подбор книг для домашней библиотеки диктуется, конечно, интересами семьи. Как правило, любую библиотеку можно условно разделить на несколько основных частей: художественная литература, научно-популярная литература, специальная литература, связанная с профессиональной деятельностью семьи, детская литература. Также дома необходим некоторый справочный фонд. Минимальный набор такого рода книг, как энциклопедический словарь, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, атлас мира. Для домашней библиотеки стоит также подбирать книги, которые хотите со временем оставить своим детям, и которые не потеряют своей художественной ценности.

    Будет очень хорошо, если у ребёнка будет своя книжная полка, на которой он сам будет наводить порядок, комплектовать её. Ребёнок должен видеть бережное отношение к книге, красивые обложки, оригинальные закладки, сделанные своими руками. Если вы хотите, чтобы ваши дети легко ориентировались в большой домашней библиотеке. Введите обозначения на полках. Вместе с ребёнком вы можете сделать специальные разделители, обозначающие разделы фонда вашей библиотеки. Например, на полке вашего ребёнка вы можете сделать такие разделы: сказки, приключения, фантастика, стихи, рассказы о животных и т. п. Очень скоро вы заметите, что книги аккуратно ставятся на нужное место.
    Кроме того, заинтересовавшись одной книгой, ребёнок увидит и другие книги по этой теме – в этом тоже важная роль домашней библиотеки и тематической расстановки книг. Привлекайте ребёнка к уборке в библиотеке, в процессе порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую книгу, рассказав о её особенностях. У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете, какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно.

    Вопрос:  Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

    Ответ: Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только фаст-фут и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.


             К выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением.
    И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником! Заранее оговорите, сколько книг купите, и о чём они будут.
    Ребёнок должен чувствовать радость от приобретения новых книг и гордость за себя, ведь он заслужил этот праздник.

    Попробуйте сами писать книги. Например, можно составить сборник о дружбе, о животных и т. п. Иллюстрации можно вырезать из старых журналов или нарисовать самостоятельно. Ещё интересней, если вы делаете самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.

    Вопрос: Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

    Ответ: Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.

    Заключение.

    Мы, взрослые, часто забываем, что чтение для малыша – это, прежде всего труд, и довольно тяжёлый. И не всегда помним, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами даёт возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту вслух при способе чтения целыми словами. И только владение техникой чтения на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углублённое понимание прочитанного.

    Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает пропадать. Соответственно падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо как при изучении гуманитарных, так и точных наук Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта. И в заключение  нашей встречи хочу предложить вам буклет «Как привить интерес к чтению?», в котором вы найдёте интересные совет.

    Приложение

    Памятка

    «Как привить интерес к чтению?»

    - Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.

    - Поощряйте дружбе ребенка с детьми, которые много читают.

    - Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.

    -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

    - Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

    - Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов. Комиксов и др. – пусть дети больше читают.

    - В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая).

    - Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

    - Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

    - Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

    - Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

    -Предложите детям до или после просмотра детского фильма (или мультфильма) прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

    - Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык чтения и уверенность в себе.

    - Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам.

    Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:

    • После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок выберет сам.
    • Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.
    • Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям или абзацам.
    • Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
    • Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.
    • Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
    • Если вы видите, что ребёнок устаёт, начните «играть в книжки». Прочитав стишок про «Идёт бычок качается», попросите ребёнка показать, как он качается. А как Таня заплакала? А как Карабас-Барабас рассердился? Показал – садись рядом, будем читать дальше.
    • Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Нои читать несколько раз одно и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его, хвалите!

    Если ребенок очень увлечен компьютерными играми и постоянным просмотром видеофильмов, поэтому книги читает крайне редко …

    • * Помните – никакого насилия! Никаких запретов! Договоритесь с ребенком, распределите время для чтения и для игр.
    • * Возможно, периодически с ребенком читать перед сном.
    • * Многие книжные тексты выпускаются в компьютерном варианте, поэтому следует приобрести их, и постепенно привлекать внимание ребенка.
    • * Дополнительную информацию к компьютерным играм можно найти в книгах (например, если игра связана с историческими событиями, то предложить ребенку прочитать сначала об этом). 

    Правила для родителей.

    • Родители – первые собеседники и первые учителя ребёнка.
    • Хорошая семейная традиция – читать детям перед сном или же придумайте свой ритуал о необходимости в общении с книгой.
    • Приучайте своего ребёнка бережно обращаться с книгой.
    • Постарайтесь показать ребёнку преимущества чтения: возможность получать хорошие оценки по литературе, увлекательно провести время, не вставая с дивана и т. п.
    • Пробуждайте интерес к литературе силой собственного примера.
    • Не следует заставлять ребёнка читать. Создайте условия для того, чтобы он сам этого захотел. Найдите причину нежелания читать и устраните её.
    • Не сравнивайте его достижения в чтении с достижениями других детей.
    • Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п., пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
    • Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления ЧИТАТЕЛЯ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как помочь ребёнку полюбить уроки чтения

    Как сделать уроки литературного чтения интересными? Этот вопрос волнует многих педагогов. В данной статье много занимательных упражнений, которые помогут сделать уроки самыми любимыми и увлекательными...

    Как помочь ребёнку полюбить чтение

    Практические рекомендации для родителей "Как помочь ребёнку полюбить чтение"...

    Родительское собрание "Как помочь ребёнку полюбить чтение"

    Материалы собрания помогут родителям правильно выстроить работу по привитию любви к чтению у детей....

    Родительское собрание "Как помочь ребёнку полюбить чтение"

    Многие дети не любят читать.Это родительское собрание  даёт свои рекомендации, которые , думаю, кому-нибудь пригодятся....

    Как помочь ребёнку полюбить чтение

    В работе представлен материал для проведения родительского собрания на  тему: "Как помочь ребёнку полюбить чтение"...

    "Как помочь ребёнку полюбить чтение"

    Главная цель учителя-привлечь родителей к книге, как важному фактору воспитания личности, помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать....

    Как помочь ребёнку полюбить чтение

    Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой Нико­гда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить . Я прове­ла опрос детей нашего класса, позволивший выявить...