Шестилетний ребенок за партой
статья (1 класс) по теме

Чебунина Надежда Ивановна

Шестилетний ребенок за партой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shestiletniy_rebenok_za_partoy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Шестилетний ребенок за партой»

Цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями развития шестилеток, убедить в необходимости взаимодействия родителей, ученика и учителя.

        

План:

Психологические трудности адаптации первоклассника к школе

♦Памятка для родителей

Шестилетки идут в школу. Да, у них есть желание учиться, они уже занимались в ДОУ, на подготовительных занятиях. Когда беседуешь с родителями, то всегда слышишь, что их дети хотят идти в школу, и, следовательно, мотивация у них есть. Однако это не совсем так. Понятия ПОЙТИ в школу и УЧИТЬСЯ в школе очень отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все из его группы в детском саду идут в школу. А еще…. Потому, что в школе у него будет новый красивый ранец, пенал и другие для него столь заманчивые вещи. Да ведь в школе все для них практически новое: и новая учительница, и класс, новые друзья и систематические занятия- все для них новое, все для них первый раз.

 Исследователи, наблюдавшие 6-леток и сравнивающие их с 7-летками, отмечают, что это очень эмоциональный возраст. Восприятие и усвоение «нового» для них необходимо проводить через игру. Ведь и учебу они воспринимают как игру. Такая предрасположенность «играть» диктует новые методы обучения, требует как от учителя, так и от родителей своеобразной перестройки.

 Шестилетние дети отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток, поэтому им необходимы меньшая умственная нагрузка и дневной сон, восстанавливающий силы.

 Ведь уже в первый год обучения дети должны научиться читать (хотя некоторые приходят уже умеющие читать), считать и знать основные арифметические действия, научиться писать.

О письме стоит сказать особо. С письмом у 6-леток возникают большие трудности, и выработка навыка письма для этих ребят – процесс достаточно сложный.

 Дело в том, что мелкие мышцы руки, участвующие в акте письма, у детей шести лет еще недостаточно развиты. Поэтому овладение письмом у них протекает труднее и дольше, чем у 7-летних школьников. Уроки рисования, труда развивают руку детей, карандаш, иголка, ножницы тренируют гибкость подвижность кисти, облегчают овладение письмом. Поэтому очень хорошо, если дома вы организуете для ребенка в игровой форме что-то вроде «фабрики» по изготовлению игрушек или домашнего конкурса детского рисунка, т.е. пробудите в нем желание каждый день потрудиться, поразвить кисти рук, но ненавязчиво, в форме игры или соревнования. В эти годы дети особенно любят проявить себя: «кто больше», «кто лучше», «кто быстрее».

 Изучение любого предмета научит детей собранности, сосредоточенности, волевым качествам. В процессе познания развивается мышление, умение сопоставлять, обобщать и сделать вывод.

 Шесть лет – это граница с периодом «почемучек», когда все окружающее интересно ребенку. Познание детей в этом возрасте становится глубже и сложнее. Наряду с вопросами «Почему трава растет?», «Почему дождь идет?» ребят интересуют более сложные вопросы – о жизни, о смерти, человеческих отношениях. В этом возрасте накапливается информация о людях, природе, об окружающем мире.

 Такой необыкновенный интерес ко всему, желание все узнать, все запомнить говорит о готовности 6-леток познавать, обучаться. И если задерживать возникающую у них познавательную активность, не давать ей реализовываться, то темп развития будет гораздо медленнее, чем он мог бы быть. Поэтому становится ясно, почему так рано, с точки зрения некоторых родителей начинается обучение в школах Японии и Англии.

 Готовность к учению у 6-летних детей проявляется в возросшем уровне умений рассуждать, обобщать, проводить сравнение. Однако все это требует развития. Кто может помочь? Несомненно, родители и учитель во взаимодействии. Недостаточное развитие логики, анализа и обобщения мышления у 6-летних детей позволяет им с одной стороны быстро все схватывать, «брать все на веру» (вспомните Деда Мороза с подарками!), запоминать. Но также быстро забывать, освобождаться  от этой информации, которая не подкреплена, не вызвала у них особой заинтересованности.

 Мир 6-летненго ребенка необычайно интересен, он смотрит на все широко открытыми глазами, сам он еще не умеет выбирать, что ему нужно. Задача родителей и учителя – выбрать и дать ему то, что доступно возрасту, дать такие знания, которые, развивая, не превышали бы его возможностей.

 Существует особое понятие «школьная зрелость». Детям «школьно незрелым» труднее дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников.

Чем вызвана «школьная незрелость» детей? Причин может быть много. Здесь и трудные роды, и родовая травма, и развитие в первые годы жизни, и наследственность родителей, и условия в семье (бытовые; моральный климат т т.д.) и, конечно, здоровье ребенка. Иногда отставание биологическое влечет за собой различные психические задержки. В то же время при благополучном физическом развитии возможен низкий уровень развития ребенка, если его психическая жизнь не интересовала родителей раньше.

 Не стоит забывать, что у каждого дошкольника свой темп развития, и не всегда равномерный. Возможны свои «скачки», благодаря которым он догоняет сверстников. И сроки в этот период бывают поразительно коротки.

Памятка для родителей первоклассников

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи, Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе высказывайте в школе; на собрании.

Обязательно посещайте все собрания для родителей. 

 Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка  (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел урок, участвовал ли ты, отвечал ли ты?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.

Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное – возбуждать интерес к учению.

 ♦ Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?»

♦ Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

♦ Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать – много будешь знать».

♦ Обязательно оказывайте посильную помощь школе.

 Приведу слова психолога Кемпбелла: «Каждый ребенок – это сосуд, который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. Чаще всего дети совершают проступки, когда сосуд любви пуст».

 В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Памятка родителям от ребенка

● Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

● Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

● Не полагайтесь на силу в отношениях со мной.  Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.

● Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

● Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком».

● Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

● Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

● Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки -  смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

● Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

● Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

● Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

● Не обращайте внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.

● Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

● Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

● относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

● И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие составе творческой группы в рамках городской экспериментальной площадки по теме "Шестилетняя начальная школа" Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс".

Данная презентация подготовлена для выступления в Институте качества образования как промежуточный отчет об участии в проекте "Шестилетняя начальная школа - приоритетная модель решения организаци...

Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе

"Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе"...

Адаптация шестилетнего ребенка в школе

Адаптация шестилетнего ребенка в школе по  исследованиям Г. М Чуткиной...

урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"

Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...

Открытое мероприятие "Парта героя" по проекту партии "Единая Россия".

В феврале 2018 года партией "Единая Россия" был выдвинут проект "Парта героя", помогающий школьникам узнать много интересного о своих  героях- земляках. Благодаря этому проект...

Партии разные нужны, партии разные важны или о роли каждой партии в оркестре

Что такое ансамблевая игра, какова роль каждой партии в ансамбле...