Милосердие... Что это значит?
материал на тему

Беликова Екатерина Александровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie._chto_eto_znachit.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Милосердие…  что это значит?

Ход родительского собрания

I. Вступительная часть. Постановка проблемы.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Сегодня мы хотим повести разговор о самом, пожалуй, главном человеческом чувстве – милосердии.

А вам не кажется, что это слово звучит несколько старомодно?

В одном из современных толковых словарей рядом со словом «милосердие» стоит пометка «устаревшее». Да и сама жизнь постепенно отторгает его. Но ведь изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руку палку и приделал к ней камень, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только к своему родственнику, близкому, но и к чужому человеку, когда пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Но чтобы быть милосердным, нужно получить этот заряд в детстве. К сожалению, родители не всегда готовы к этому.

В связи с этим хочу обратиться к истории с зеленой кастрюлькой.

II. Слушание и обсуждение истории.

Зеленая кастрюлька

Каждый вечер Толя идет к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки… А когда от дремоты начинают слипаться его глазки, она берет внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика.

Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: «Почему у Вас, бабушка, грустные глаза?» – но она молчит.

Сегодня Толя проснулся очень рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюльку и плачет. Мальчик знал, что в зеленой кастрюле мама варила только бабушке.

Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зеленой кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у порога – там бабушка обедала.

Толе стало жаль бабушку. Он сказал:

– Мама, я хочу супа из зеленой кастрюли.

Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала:

– Не выдумывай.

Толя расплакался.

– Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только из бабушкиной.

Он ушел из-за большого стола и, сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из ее тарелки. В комнате стало очень тихо. Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала.

Учитель делает короткую паузу, затем продолжает разговор.

К сожалению, подобные истории часты. Но уверена, что этот мальчик будет к своим родителям милосердным.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, но если оно не упражняется, то слабеет и атрофируется.

Что же такое милосердие? И главное, как его воспитать в детях?

Да, но многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Они считают, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать отпор.

Так нужно ли воспитывать милосердие в наше трудное и недоброе время?

Нужно! Опыт показывает, что добрым и милосердным людям легче жить, потому что их все любят.

III. Советы родителям «Чтобы детям было доступно милосердие».

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Могу предложить несколько советов родителям, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие:

1. Во-первых, родители сами должны быть примером милосердного отношения к окружающим. Зачастую взрослые ограждают детей от чужой беды, сами проходят мимо чужого несчастья. Постепенно слово «милосердие» выпадает из педагогического, родительского лексикона. И может быть, это одна из причин растущей жестокости наших детей.

Действительно, как страшны газетные сообщения о фактах насилия, какой вандализм видим вокруг себя! Все, что можно сломать, разбить, – сломано и разбито. Всюду, где может быть написано вульгарное, – оно написано.

Порой кажется, что растет какое-то особое жестокое поколение. Это, конечно, не так, но надо быть внимательными.

2. Совет второй: милосердие невозможно воспитывать упреками: «Ну почему ты такой злой? Ну как ты так можешь?»

Некоторые родители считают, что надо создавать специальные, особые ситуации. Следует использовать естественные условия, не пропуская случая делать добро.

3. Совет третий: милосердие воспитывается и через любовь к животным (можно предложить родителям послушать стихотворения и рассказы об отношении человека к животным).

Соприкосновение рождает живые чувства.

«Оно живое, значит ему может быть больно», – постепенно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребенку эту мысль. Все живое – болит, все живое чувствует боль.

Все, что не чувствует боль, – камень, мертвый камень. Человек, не чувствующий боли, не человек, а мертвец, камень.

«И ты живой, – говорите ребенку, – потому что ты чувствуешь боль и не только тогда, когда больно другому.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай».

4. Совет четвертый: следует признать, что есть один способ учить милосердию – быть милостивым к ребенку.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребенка с тех пор, как только он начинает понимать.

Знаете, мне хотелось бы подчеркнуть, что взывать надо не только к милосердию родителей, но и учителей. Как часто раздраженный учитель не дрогнувшей рукой вписывает в дневник: «Разберитесь с сыном, болтает на уроке». А на следующий день ребенок, проученный отцом, теряет веру в справедливость учителя и родителей.

IV. Заключительная часть.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Жизнь ваша трудна, многим приходится бороться за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Но не забывайте о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребенка, размягчить его, утешить, пожалеть, чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестокие. Мне кажется, что необходимо внушать детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

А знаете, как определяют милосердие девятиклассники?

– это состояние души;

– понимание, сочувствие;

– умение понять другого, снисходительность;

– это великое чувство;

– сочувственное, доброе отношение к окружающим людям;

– это чувство ответственности за окружающих людей;

– это сострадательное и бескорыстное отношение к людям.

Большинство учащихся подчеркивают, что милосердие должно быть действенным и совершенно бескорыстным, иначе оно может обернуться громкими словами, «показухой».

Мы понимаем, что наши советы общего характера, что ничего в них нового и необычного нет. Но если мы привлекли ваше внимание к воспитанию милосердия и вы хотя бы задумались о том, как трудно и важно воспитывать его, то наша цель хоть в малой степени достигнута.

Использование пиротехники

Инструкция по безопасному использованию пиротехники. Памятка по безопасному применению фейерверков, салютов и других пиротехнических изделий

Указом царя Петра Первого от 1699 года всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года в ночь на 1 января: пускать фейерверки и зажигать "потешные огни". Сегодня петарды, хлопушки и другие порой небезопасные для жизни и здоровья людей огнедышащие изделия стали неотъемлемой частью праздника. А последствия использования пиротехники порой плачевны. Сейчас наибольшую опасность представляет не изготовление, а использование различных фейерверков.

Покупайте пиротехнику: салюты, фейерверки и другие пиротехнические изделия только в специализированных магазинах, а не с рук или на рынках, где вам могут подсунуть контрафакт.

 Нельзя устраивать фейерверки или салюты ближе 20 метров от жилых помещений или легко воспламеняющихся предметов, под низкими навесами и кронами деревьев.

 Нельзя держать фитиль во время поджигания около лица.

 Поджигать фитиль нужно на расстоянии вытянутой руки. Горит он 6-8 сек. Отлетевшую от фейерверка искру трудно потушить, поэтому если она попадет на кожу - ожог обеспечен.

 Нельзя направлять ракеты и фейерверки на людей. Ракеты - это пиротехнические изделия повышенной опасности. Иногда, при установке в снег, ракета может накрениться, изменить направление и улететь в толпу. Поэтому при использовании таких пиротехнических изделий, как ракеты, необходимо следить за тем, чтобы их пусковые трубки были надежно зафиксированы на земле.

 Нельзя применять салюты или фейерверки при сильном ветре.

 Нельзя разрешать детям баловаться с пиротехникой. Пиротехнические изделия - это не игрушка для детей!

 Нельзя ронять пиротехнические изделия, а тем более специально бросать их под ноги.

 Нельзя запускать фейерверк с рук (кроме хлопушек и бенгальских свечей).

 Нельзя подходить к зажженым салютам или фейерверкам ближе безопасного расстояния, указанного в инструкции по его применению.

 Нельзя носить пиротехнические изделия в карманах.

 Нельзя наклоняться над фейерверком.

 Каждое пиротехническое изделие снабжено инструкцией по его применению. Найдите пару минут, чтобы внимательно ознакомиться с этой инструкцией. Это защитит Вас от ошибочных действий при применении пиротехники.

 Пиротехника изначально была создана, чтобы дарить людям удовольствие. Фейерверки, салюты и другие пиротехнические изделия используются у нас издавна, чтобы создать ощущение праздника, чуда. А в неумелых и безответственных руках даже самая безобидная вещь может стать смертельно опасной. Помните! Большинство несчастных случаев при использовании пиротехнических изделий происходит из-за безответственности и по недомыслию. Берегите себя, здоровье и жизнь своих близких и окружающих Вас людей !

К пиротехническим изделиям должна прилагаться инструкция. Если же ее не оказалось, то необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности: использовать пиротехнику при отсутствии ветра на расстоянии не менее 50 метров от здания и в 20 метрах от людей.

Хранение

Хранить пиротехническую продукцию следует в сухом и темном месте, недоступном для детей. Не следует держать пиротехнику рядом с огнеопасными жидкостями, запалами, газовыми плитами. Пиротехническую продукцию нельзя оставлять на солнце (на подоконниках, балконах, на целый день во дворе и т.д.). Под прямыми солнечными лучами вещества, которые содержатся в той же петарде, могут воспламениться. В помещении, где хранятся взрывчатые вещества, ни в коем случае нельзя допускать возникновения огня, в том числе, даже зажигать сигареты, спички и т.д. Также не рекомендуется хранить пиротехнику в подвалах, гаражах, на улице. Продукция может отсыреть, и вы не сможете ей воспользоваться. Металлы должны храниться как можно дальше от пиротехнических устройств.

Простые фейерверки

Условно фейерверки можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Применение простых фейерверков не требует специальных знаний и навыков. Такие изделия можно без труда использовать самостоятельно, если внимательно прочитать инструкцию, соблюдать меры технической безопасности, указанные на упаковке, и, конечно же, руководствоваться здравым смыслом.

Самые распространенные среди простейших пиротехнических средств - хлопушки и бенгальские огни. Содержимое хлопушки вылетает из корпуса под давлением, а потому снарядом нельзя метить в лицо и на осветительные приборы, чтобы не повредить глаза и не вызвать разрушений. Хлопушки не следует применять вблизи пламени свечей, раскаленных спиралей. Это может привести к воспламенению конфетти или серпантина.

Цветные бенгальские огни выделяют в процессе горения вредные окиси, поэтому зажигать их лучше только на открытом воздухе, или сразу хорошо проветривать помещение.

Сложные фейерверки

Сложные фейерверки (ракеты, летающие фейерверки) - профессиональный вид развлекательной пиротехники. Их хранение и применение сопряжено с высокой степенью опасности, и неспециалист может участвовать в таких шоу только в качестве зрителя, на безопасном расстоянии. Маленьким детям не стоит даже присутствовать при запуске таких видов фейерверков, поскольку оглушительные звуки и яркие вспышки могут сильно напугать и оглушить ребят. Ракеты быстро взлетают, оставляя за собой едва видимый след, на высоту от 20 до 100 м, там воспламеняется пиротехнический состав, и ракета выбрасывает яркие искры, парашюты, громко хлопает, демонстрируя многоцветный красочный салют. После разрыва ракеты на высоте рейка-стабилизатор (у некоторых видов она достаточно тяжелая) падает на землю, поэтому запуск ракет лучше проводить как минимум в 100 м от зрителей.

Летающие фейерверки

Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 м, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светиться различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют. Нельзя запускать этот фейерверк вблизи от построек, жилых домов, проводов и при сильном ветре - иначе он может попасть на балкон или выбить стекла.

Микроклимат в семье

Цель: помочь родителям осознать важность теплой и доброй атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Согласная семья – самая счастливая.

Пословицы

Ход собрания

I. Организация собрания. Сообщение темы, постановка цели.

II. Основная часть.

Что же такое счастливая семья, согласная семья?

Это семья, где все живут в согласии. Каждый – старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

«Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых народных пословицах. Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родима матушка», – примечают люди.

Папа тоже самый близкий и дорогой ребенку человек! Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только умениям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. «Отец сына худому не научит», – говорится в народе.

Самые старшие и уважаемые члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке, но дети должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь родителям, а значит и им.

Детям необходимо знать, что, пока они маленькие, родные заботятся о них, а когда подрастут и станут самостоятельными, то им нужно будет позаботиться о родных. Дети всегда с интересом рассматривают семейные альбомы с фотографиями, спрашивают о людях, которых не знают, родные знакомят своих детей, называя дядей, тетушек, племянников, двоюродных сестер, братьев и т. д., тем самым утверждая: «Вот какая большая у нас семья!» Многие живут в других городах, в других странах. Каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках.

(Предки – это древние предшественники по роду, а также соотечественники из прежних поколений.)

Кем они были, чем занимались, как жили? Может быть, среди них были выдающиеся ученые, поэты, военные, музыканты, строители, хлеборобы, учителя, врачи или высококлассные рабочие, которыми можно гордиться.

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа. Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Свою связь с предками, с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья.

Если дети окружены заботой, любовью, вниманием своих родных, если в доме уютно, тепло, чисто, то такой дом дети очень любят. Дом можно сравнить с гнездом, в котором подрастают, набираются сил и ума малыши. Когда дети вырастут и разлетятся из-под родного крова, то и свои собственные семьи они станут создавать по образу и подобию родительских. Родители не только передают своим детям свои знания и опыт, но и помогут в выборе жизненного пути.

Счастливая семья всегда ведет здоровый образ жизни. Вот каковы аспекты здорового образа жизни:

– хороший психологический климат в семье;

– взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми;

– совместное проведение досуга, занятия спортом, физкультурой (туристические походы, лыжные прогулки и др.), посещение театров, музеев, экскурсий.

Таким образом, хороший психологический климат в семье – основа здорового стиля жизни.

Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастливые – несчастливы каждая по-своему.

Почему же в нашем обществе сложились несчастливые семьи? Причин много, очень много. В первую очередь, изменился государственный строй в нашей стране, изменились экономические и политические отношения – все это не могло не отразиться на отношениях родителей и детей. Изменились общечеловеческие ценности – институт семьи претерпел изменения – в обществе получил широкое распространение гражданский брак (брак, который не зарегистрирован). Дети, рожденные в таком браке, с самого рождения, к сожалению, часто оказываются ущемленными в своих правах; как правило, такие браки недолгие, нередко отцы в таких семьях устраняются от воспитания своих детей.

Имеет место и такое негативное явление, когда от новорожденных отказываются или прямо в роддомах, или позднее. Абсурдно, но ведь фактически ни государственные органы, ни общественное мнение не осуждают таких матерей, остаются равнодушными.

А как расценить тот факт, что взрослые в разговорах с детьми употребляют нецензурные выражения, брань? К великому стыду нашей современной цивилизации – это стало почти нормой.

Остановитесь, опомнитесь, прекратите унижать наш замечательный, красивый русский язык! Выражаясь нецензурно, вы наносите непоправимый вред своим детям – вы обедняете эмоциональное восприятие окружающего мира, травмируете души детей.

И, наконец, несчастливы те семьи и, соответственно, дети в них, где есть пьющие родители. Однако одними призывами – не сквернословить, не употреблять алкоголь и т. д. – делу не поможешь. Важно, чтобы родитель сам понял пагубность негативных проявлений, сам захотел исправиться, и только тогда будет возможность изменить жизнь к лучшему.

В несчастливых семьях чаще всего бывают трудные дети, склонные к бродяжничеству, воровству, плохому поведению, они не хотят учиться, трудиться, чаще всего, становясь взрослыми, ведут паразитический образ жизни.

Наша с вами задача – не допустить такого развития событий. Все мы хотим, чтобы наши дети радовали нас, в старости были нам опорой.

Здоровый образ жизни семьи – это:

1) здоровый психологический климат в семье – дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, возможность найти помощь и поддержку у близких людей;

2) забота о здоровье членов семьи, осмотры у врача, посещение здравниц и т. д.;

3) занятия спортом, туристические походы, закаливание;

4) сбалансированный режим питания в семье.

III. Заключительная часть.

1. Ознакомление с психологическими советами.

В заключение разрешите дать вам несколько советов:

 Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

 Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний в твоем поведении» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

 Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми).

 Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

 Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам о том, что его беспокоит, тревожит, волнует.

 Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

 Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Это все успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Дорогие родители! Желаю вам удачи в построении счастливой семьи.

2. Анкетирование родителей.

Благополучны ли ваши отношения с детьми?

Отвечая на вопросы теста, поставьте за каждый ответ «да» – 2 балла, «нет» – 0 баллов; «иногда» – 1 балл.

1. Ваш ребенок доверяет вам свои секреты?

2. Советуется ли он с вами по своим сложным вопросам?

3. Вашему малышу нравится быть с вами рядом?

4. Считаете ли вы, что ваши отношения с ребенком благополучны?

5. К вашему малышу часто приходят приятели?

6. Вы знакомы со всеми друзьями вашего малыша, которые приходят к вам домой?

7. Когда вы читаете, ваш ребенок интересуется тем, что вы читаете?

8. Бывает ли так, что ваш малыш приводит в дом посторонних детей?

9. Ваш ребенок одинаково любит всех членов семьи?

10. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные сказки?

11. Считаете ли вы, что в вашей семье существует полное взаимопонимание с детьми на протяжении нескольких поколений?

12. Вы бываете огорчены, когда, уехав в командировку, не видите вашего ребенка несколько дней?

13. Ваш ребенок иногда смотрит вместе с вами передачи для взрослых, в которых ничего не понимает?

14. Охотно ли вы отправляете вашего малыша к бабушке и дедушке на выходные или каникулы?

15. Охотно ли ваш ребенок ходит с вами по магазинам за необходимыми покупками?

16. Ваш малыш дарит вам цветы, собранные им лично?

17. Капризничает ли ваш ребенок, когда вы заставляете его принимать рыбий жир или лекарственные средства?

18. Старается ли ваш малыш подражать кому-либо из членов вашей семьи?

19. Ваш малыш забирается по утрам к вам в постель?

20. Ваш ребенок дарит вам подарки, сделанные собственноручно?

Результаты теста:

От 26 до 40 баллов.

В вашей семье царит полная гармония и взаимопонимание между детьми и взрослыми. Для посторонних людей подобные отношения – предмет открытой зависти. Как это не грустно, готовьтесь к тому, что окружающие, видя такое душевное единство, будут «учить» вас, что вы неправильно воспитываете своего ребенка! Предупредите ребенка заранее, что не нужно слушать злых людей и принимать их дурные советы близко к сердцу. Объясните малышу, что недобрые люди хотят вас поссорить.

Выработайте у малыша стратегию ответов. На замечания недоброжелателей, например: «Тебя, Саша, мать плохо воспитывает!», пусть малыш вежливо отвечает: «Воспитывайте своих детей. У меня есть своя мама. Если я сделаю что-то не так, пусть она сделает мне замечание, а не вы». Подобные спокойные и уверенные ответы детей производят очень сильное психологическое впечатление на недоброжелателя.

От 14 до 25 баллов.

Ваши отношения с малышом в целом благополучны. Однако для достижения более тесного духовного контакта вам следует сделать их более многогранными. Воплотите в жизнь некоторые смелые мечты ребенка. Допустим, прикрепите вертушку к крыше дачного дома или укрепите вертушку к лоджии – малыш будет просто в восторге от этого.

От 1 до 16 баллов.

Вам следует подумать, как улучшить ваши отношения с малышом. Благополучие в отношениях с ребенком зависит только от вас. Ребенок ничего не сможет изменить сам, если взрослый человек уделяет ему слишком мало времени. В конце концов, возьмите на работе один день отпуска за свой счет. Проведите его полностью с малышом. Сходите в кафе-мороженое, потом в кино, потом в магазин игрушек. Детская память долго хранит воспоминания о счастливых моментах жизни. Если вы возьмете с собой фотоаппарат и у малыша будет возможность разместить фотокарточки в своем альбоме – это вообще замечательно! Считайте, что день будет оплачен по самой высокой ставке – любовью и преданностью вашего малыша.

(Из книги И. А. Агаповой, М. А. Давыдовой

«Комплексная подготовка детей к школе».)

Учитель. Помните, что благополучные отношения с ребенком зависят только от вас!

Еще мне кажется, что будет небесполезно ознакомиться с китайскими пословицами и поговорками о семье. Как и в русских, в них кроется народная мудрость, к которой никогда не помешает прислушаться.

Китайские пословицы и поговорки о семье

Чтобы понять родителей, вырасти своих детей.

Легче править страной, чем семьей.

Если сыновей женил, а дочерей выдал замуж, значит самое главное в жизни сделано.

Коль один сын хорош, другого и не надо.

В праздничные дни сердце обращается к родным.

Братья – руки и ноги одного человека.

Землю и жену не уступай никому.

В поднебесной нет неправых родителей.

Если в семье есть старец, значит в семье есть драгоценность.

О детях, о себе, о поведении детей

Цели: познакомить родителей с причинами, вызывающими агрессию детей; учить правильно реагировать на агрессивные поступки, снижать напряженность в отношениях с детьми.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что мы все больше жалуемся на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей. Если такие проблемы возникли, в первую очередь нужно обращаться к психологу с запросами о выборе средств педагогического воздействия на такого ребенка. Но, к сожалению, большинство из нас этого не делает. Дать каждому родителю совет сейчас на собрании психолог просто не состоянии. Ведь семьи все разные, и дети все разные.

Поэтому в ходе нашего собрания попробуем научиться выявлять первые признаки агрессивного поведения, ошибки в воспитании, чтобы в подростковом возрасте не получить запущенных форм и выработать общие принципы своего поведения с агрессивными детьми.

II. Сообщение о теоретических аспектах проблемы агрессивности у детей.

Четкого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он их не принимал, не любил, не понимал.

По мнению специалистов обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:

? средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

? способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

? способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считают упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желания обидеть, унизить, оскорбить, властность, недоумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.

Что же может спровоцировать агрессивное поведение детей? Специалисты считают наличие у ребенка следующих психологических особенностей может привести к агрессии:

? недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

? сниженный уровень саморегуляции;

? неразвитость игровой деятельности;

? сниженная самооценка;

? нарушения в отношениях со сверстниками.

Американский психолог М. Раттер, специалист по работе с трудными детьми, установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой связаны с причинами проявления агрессии: это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения, неблагоприятная обстановка в семье, сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию, асоциальное поведение.

Можно ли что-либо изменить в поведении 10–12-летнего ребенка, даже при наличии всех вышеперечисленных причин, вызывающих агрессию? Можно и нужно. Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.

Существуют разные методы коррекции. Так, например, русский врач и педагог В. П. Кащенко предложил по отношению к детям, которые чаще всего проявляют вербальную агрессию, метод игнорирования.

А в зарубежных исследованиях (Бэрон Р.) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызвать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это прежде всего:

? чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая при виде боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии у детей, находящихся в раздраженном состоянии, не очень уверенных в правильности своих действий;

? юмор и смех («Ты выглядишь сейчас круче Шварцнегера»).

Кроме того, уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки.

Можно также воспользоваться методом «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний» психологи предлагают использовать извинения, признание вины, комплименты, скромные, но неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка можно использовать следующие приемы:

? попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;

? предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать или разорвать в клочья бумагу, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу и т. п.);

? переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…»);

? можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Попробуем проиграть некоторые ситуации. Но прежде определим, к какой цели в воспитании ребенка каждый из вас стремится.

II. Модели поведения ребенка.

Идеальная модель.

Ребенок приходит в два часа домой. Две минуты на переодевание (одежда тщательно складывается в шкаф). Далее он убирает в своей комнате. После этого дочь или сын идет в магазин за хлебом, молоком и т. д. Ну а теперь время приготовления уроков: полтора-два часа ребенок занимается математикой, литературой. А затем идет на кухню чистить картошку, ставит чайник, накрывает стол. За ужином ребенок делится с вами своими впечатлениями, расспрашивает вас о вашей работе.

Средняя модель.

Ваш ребенок с приятелем. В руках палки. Палка тарахтит по решетчатой ограде. Когда им надоедает «стрельба», они надевают портфель или рюкзак на палку и раскручивают его – и сумка летит в кусты. Приятели сели на скамейку, поговорили о собаках, об автомобилях, о футболе. В три часа сын пришел домой и уселся перед экраном телевизора. Затем он поговорил по телефону с друзьями. Потом к нему пришел приятель. Музыка включена на полную мощность. Стучат соседи со всех сторон. Шесть часов вечера. Сын спохватывается: в комнате не убрано, он не ел. Быстро садится за уроки, предварительно включив телевизор. Приходят родители. Мать смотрит в холодильнике: каша не разогрета, кефир не выпит. «Голодный, наверное. Сейчас я быстренько тебя накормлю. Что же ты не переоделся?»

Негативная модель.

Вы постоянно задаете себе вопросы: «Где он сейчас? С кем? Опять, наверное, Лешка приходил? Вчера в школу вызывали: уроки перестал учить. Пришел поздно, одежда в грязи. Отец за ремень было взялся – «ударишь – уйду из дома».

Итак, перед вами три модели. По какой строятся ваши отношения с ребенком? Какая модель сложилась у вас в реальности? Что должны делать вы, чтобы отношения выстроились в каждой из предложенных моделей? (Ответы родителей.)

В ы в о д ы. Если вы стремитесь к «идеальный модели», подумайте над тем, как повысить нагрузку в интеллектуальном и физическом развитии ребенка.

Если ваши отношения развиваются в направлении средней модели, попробуйте хотя бы на первый случай организовать жизнь ребенка, чтобы меньше было у него праздного время препровождения. Подумайте о том, чтобы добрые чувства основывались на добрых делах ребенка. Только совпадение полезной деятельности с добрым отношением к людям может приблизить к идеальной модели воспитания.

Если же ваши отношения сложились в негативную модель, необходимо установить точный диагноз болезни вашего ребенка. Относитесь к нему именно как к тяжелому больному. Ведь больных не отчитывают и тем более не бьют. Их лечат терпеливо и долго. Пока не приходит здоровье.

III. Психологический практикум.

Ш к о л ь н ы й   п с и х о л о г. Разберем с вами несколько типичных ситуаций.

Первая ситуация.

Этой историей поделилась учитель одной из школ. Вот что она рассказывает.

«С самого начало моей педагогической практики я обратила внимание на Колю. Он мог целый урок сидеть под партой, смеша своих товарищей, пытался выкрикивать что-то во время объяснения нового материала. Николай был слабым учеником, в четверти у него бывали двойки по математике. Жил Коля очень далеко от школы, никого поблизости из его товарищей по классу нет. Мать и отец работают, но отец часто выпивает. Матери приходится нелегко: и на работе и дома все делать, воспитывать двоих детей – Колю и младшего Сережу. Коля помогает матери во всем. Он любит ее и не любит отца за то, что тот пьет и часто обижает мать. В школе мальчик слышал только одно – плохой, неисправимый? и все больше опускался: начал грубить, срывал уроки, он как бы мстил тем, кто враждебно относился к нему».

Вопросы для обсуждения:

Как видите, налицо агрессивное поведение ребенка.

– Почему в данном случае сложилась негативная модель поведения ребенка?

– Что надо предпринять родителям, учителю, чтобы исправить ошибки в воспитании Коли?

Обсуждение ситуации родителями, выработка приемов снятия агрессивного состояния ребенка.

Вторая ситуация.

У нас в школе началось настоящее бедствие: каждый день во многих концах школы разбивались стекла. Создавалось впечатление, что кто-то умышленно тем и занимается, что их разбивает. Однажды учитель заметила, что Виталик с азартом бросает камешки в оконные стекла и наслаждается удачными попаданиями и звоном разбитых стекол. Она быстро подошла к нему, взяла за руку и торжествующе сказала: «Вот и я застала тебя на месте преступления. Что ты можешь сказать в свое оправдание? Давай составим акт, где запишем все разбитые стекла. Почему ты бьешь стекла?»

«Я не хуже всех, ? с болью и горечью воскликнул Виталик. ? Почему вы считаете, что я хуже всех?»

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете, чем вызвано агрессивное поведение ребенка в данном случае?

– Как бы вы отреагировали на этот поступок ребенка?

– Как вы думаете, что сделала учительница для того, чтобы данная ситуация разрешилась благополучно?

Третья ситуация.

Во втором и третьем классе Саша учился неплохо. Но он был неуравновешенным, несдержанным, не в меру обидчивым. Классному руководителю приходилось держать его под контролем, вовлекать его в интересную деятельность. Но вот в четвертом классе сменился классный руководитель, который не обращал внимания на Сашу. Мать Саши, женщина одинокая, и раньше мало внимания уделяла своему сыну, часто оскорбляла его. А когда Саша учился в четвертом классе, она вышла замуж. Мальчику это было не по душе, он стал хуже учиться, начал грубить, однажды даже убежал из дома. Встал вопрос о его оформлении в школу-интернат.

– Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Четвертая ситуация.

Вы моете полы, а ваш ребенок сидит в кресле и «стреляет» в вашу сторону шариками, сделанными из газеты. Что вы сделаете?

Пятая ситуация. У вашего ребенка вдруг резко снизилась успеваемость. И вот он пришел домой с очередной двойкой. Как вы поступите в этом случае?

IV. Групповая дискуссия.

Ш к о л ь н ы й   п с и х о л о г. Расскажите о своих проблемных ситуациях таких, в которых вы не знаете как поступить, и мы все вместе обсудим их и попытаемся найти верное решение.

Родители обсуждают с психологом возникающие у них проблемы.

V. Заключительное слово классного руководителя.

Обобщая все то, что вы услышали сегодня, можно сказать, что жить с агрессивным ребенком можно и без доведения до критической ситуации. Необходимо только постоянно помнить и применять правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей. Еще раз повторим их:

1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка. («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно».)

3. Контроль своих собственных негативных эмоций.

4. Снижение напряжения ситуации. Нельзя реагировать словами и действиями устрашающего характера, гневной интонацией («Будет так, как я скажу, понятно?», «Опять ты» и т. п.)

5. Обсуждение проступка после успокоения сторон. Важно при этом сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть»), предложив компромисс и не требуя полного поучения.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение взрослого можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать его интересы и сообщить ему свои.

Следуйте всем этим правилам и «погода» в вашем доме станет намного более спокойной. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Воспитание милосердия и чуткости

Выступление на городских этических чтениях ....

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Классный час "Доброта и милосердие"

Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2  класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...

Родительское собрание. "Милосердие".

Педагогическая мастерская для родителей.О милосердии....

Урок по основам православной культуры "Поговорим о милосердии"

Урок по основам православной культуры в 4 классе, учебник В.Дорофеева "Основы православной культуры"...

Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"

Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....