Первый раз в первый класс
консультация по теме

Дмитриева Татьяна Александровна

Консультация для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_raz_v_pervyy_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Первый раз в первый класс»

Консультация для родителей будущих первоклассников

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

        Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

       От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

         У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

  • Характер формируется до 3-х лет.
  • До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

        • стабильный режим дня;

        • сбалансированное питание;

        • полноценный сон;

        • прогулки на воздухе.

 2. Развивайте самостоятельность у детей. Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

  1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
  2. Выполняет утреннюю гимнастику.
  3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
  4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
  5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
  6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
  7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3.  Формируйте у ребенка умения общаться:

        • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

        • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

        • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

        • повторите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

        • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

        • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

        • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

6.  Тренируйте руку ребенка:

        • развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

        • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

При выполнении графических заданий  важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

        • избегайте чрезмерных требований к ребенку;

        • предоставляйте право на ошибку;

        • не думайте за ребёнка;

        • не перегружайте ребёнка;

        • не   пропустите   первые   трудности и обратитесь к узким специалистам        (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

        • устраивайте ребенку маленькие праздники

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Тест: «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу»

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения)

  3. Свой домашний адрес.

  4. Свой город.

  5. Страну, в  которой живет.

  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

  7. Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года), части суток, дни недели.

  1. Домашних животных и их детенышей.
  2. Диких животных наших лесов.
    10.Транспорт наземный, водный, воздушный, подземный.  Классифицировать.

11 .Различать одежду, обувь и головные уборы; овощи, фрукты и ягоды. Классифицировать.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, классифицировать их по 2-3 признакам (форма, размер, цвет).  

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая    сторона, верх-низ и т.д.).

15. Различать гласные и согласные звуки.

16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы".

17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, количественным и порядковым счетом с помощью различных анализаторов (глазами, на ощупь, на слух),       выполнять счётные операции в пределах 10.

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-25 минут).

21. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

22. Раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины,   высоты,  величины.

23.Владеть навыками самообслуживания (завязывать шнурки, застёгивать молнию и пуговицы и т.д.).

И, что еще очень важно…

Рабочее место первоклассника

Стол (парта) и стул выбираются в зависимости от роста ребенка. Рабочее место должно находиться возле окна, чтобы свет падал слева. На столе должна быть лампа с мягким рассеивающим светом мощностью 60 Ватт.

Портфель

При его выборе учитывайте, что он способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Ранец должен быть прочным, легким (не более 600 г), с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Ремни должны быть из эластичного материала, иметь приспособления, позволяющие изменять длину в соответствии с ростом и характером одежды. Вес ранца с учебниками не должен превышать 0,1 веса ученика. Размеры ранцев должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам ребенка. Оптимальные размеры ранцев для учащихся начальных классов (в мм): высота — 300-600; длина — 220-260; ширина — 600-100. Не надо покупать ранцы со множеством отделений и карманов — дети их обязательно заполнят и будут постоянно носить лишнюю тяжесть.

Школьные принадлежности

Приобретая ручки и карандаши, обратите внимание на их размер и вес. Большая и тяжелая ручка быстрее утомляет мышцы кисти.

Распорядок дня

Подъем рекомендуется в 7 часов утра. Днем ребенок должен отдыхать 1-1,5 часа. Обязательны две прогулки: послеобеденная и вторая, после выполнения домашнего задания, каждая продолжительностью 1,5-2 часа. Важно! К определенному режиму дня будущий первоклассник должен привыкать заранее — хотя бы за месяц. Будить ребенка нужно примерно за 1 час до начала занятий, Иначе на уроке ребенок будет просто спать. Приводить ребенка в школу нужно хотя бы за 15 минут до начала занятий, а в первый месяц — за полчаса.

Питание

Завтрак должен быть полноценным  и  включать  в  себя:   кашу или творог со сметаной, можно омлет, обязательно чай и бутерброд с маслом и сыром. Второй раз учащийся должен питаться в школе во время большой перемены, желательно, чтобы это было горячее блюдо. А в 13-14 часов ребенок должен обедать дома либо в школе. Обед должен состоять из овощного салата, супа и второго блюда с гарниром. Ужинать нужно за 1,5 часа до сна. На ужин лучше предложить горячее и легкоусвояемое блюдо: кашу, творожную или овощную запеканку, молоко или кефир. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 4-х часов.

Одежда

Одежда школьника должна обеспечивать тепловой комфорт, быть легкой, удобной, обязательно соответствовать paзмеру. Носки и гольфы должны быть без тугой резинки. В детской обуви обязателен каблук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....