Подготовка ребенка к школе
методическая разработка (1 класс) по теме

Михайлова Любовь Анатольевна

Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она готовила к школе именно Вашего ребенка. Т.е. нужно знать особенности развития ребенка, выявить потенциальные зоны риска для этого конкретного ребенка и в этом направлении вести работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_rebenka_k_shkole.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Какой должна быть подготовка ребенка к школе?

Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она готовила к школе именно Вашего ребенка. Т.е. нужно знать особенности развития Ребенка, выявить потенциальные зоны риска для этого конкретного Ребенка и в этом направлении вести работу.

1) необходимо учитывать особенности развития Ребенка, его возможности. Программа развития (РАЗВИТИЯ, в первую очередь, а не обучения) должна строиться с учетом сильных сторон и факторов риска.

2) из п.1 - значит, подход к Ребенку должен быть очень индивидуальным (что не помешает ему заниматься в небольшой группе).

3) занятия должны быть комплексными. Комплексность - не в том смысле, что их много, а в том, что развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других.

4) подготовка к школе должна быть НЕ ФОРМАЛЬНОЙ (не одни лишь ЗУНы - письмо, чтение, счет). Готовность к школе - это и умение работать в группе, работать по правилам, почувствовать-прочувствовать себя единым целым с группой, оставаясь при этом самостоятельной личностью, уметь взаимодействовать с другими; понимать и примеривать на себя роль ученика, не бояться ошибок и т.д.

5) плавно вытекает из п.4 : любая деятельность м.быть успешной, если осуществляется в обстановке психологического комфорта.

6) подготовка к школе должна помочь родителям и Ребенку выработать стратегию и тактику организационных моментов: сборы на занятия, выполнение домашних заданий (которые, конечно, должны быть в подготовительной группе очень небольшими, посильными, чисто символическими) и.т.п. Совсем не лишней будет с консультация у нейропсихолога, психолога, т.к. это поможет определить приоритетные направления в занятиях.

Критерии готовности к школе

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Мне нравится определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться БОльшим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение

воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

 Как выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?

Многое в этом плане зависит от характера ребенка, от его темперамента. А, главное, если ребенку интересно, то вопрос об усидчивости не возникает. Усидчивость появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как правило, сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него делом. Во многом проблема "усидчивости" в этом возрасте - это профессионализм педагога, способность увлечь детей, а не просто "обучать" их. Нужно учитывать, что в этом возрасте (6 лет) детям еще трудно управлять собой до такой степени, чтобы все было идеально с нашей, взрослой точки зрения.

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Помните, какое задание было дано Золушке? :-)) - "вот тебе два мешка фасоли: отдели черную от белой и поскорее"- это ведь тоже задание на выработку внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься примерно тем же: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами; и т.д. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути - это тоже воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...

Подготовка ребенка к школе

Три аспекта школьной зрелости. советы родителям будущих первоклассников....

Система развития школьно-значимых функций при подготовке ребенка к школе.

Система развития школьно – значимых функций при подготовке детей к школе.Целью подготовки дошкольников к школьному обучению является выявление индивидуальных особенностей детей, а также формирование у...

Подготовка ребенка к школе.

Рекомендации для родителей, воспитателей детского сада, что должен знать и  уметь ребенок 6 - 7 лет при поступлении в школу....

Подготовка ребенка к школе

МатематикаПодготовка ребенка к школе - МатематикаЧто должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:Счёт      Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать  ...