Родителям будущих первоклассников
статья по теме

Водянская Татьяна Викторовна

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в первом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchie_pervoklassniki.docx20.57 КБ
Office presentation icon budushchie_pervoklassniki.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке детей к школе

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в дошкольном учреждении и в семье.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот: невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты свое        й речи, болезненно их переживают, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Словарь дошкольников 6-7 лет достаточно велик. Существует большой разрыв в количественном отношении слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый класс встречаются дети, чей словарь достаточно беден и ограничивается бытовой тематикой. Особые трудности могут возникнуть у некоторых иноязычных детей.

В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного свободного владения речью, ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, прилагательных, глаголов, наречий, тем точнее и более полно он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть грамотным письмом и правильным, достаточно беглым чтением.

С поступлением ребёнка в школу достаточно остро встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи (т.е. правильное звукопроизношение). С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать  и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением звукопроизношения.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, а это одна из причин возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма у школьников.

Для подготовки ребёнка к школе рекомендую выполнять следующие упражнения:

  • Выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • Определение первого звука в слове, последнего звука;
  • Нахождение звука в слове (начало, середина, конец слова);
  • Подбор слов на определённый звук (н – нос, Наташа);
  • Синтез слов (м, а, к – мак; с, т, о, л – стол);
  • Анализ слов с использованием фишек, пуговиц  (дом – д о м);
  • Деление слов на слоги (ра-ма, бу-сы, ку-ри-ца);
  • Подбор слов синонимов (спортсмен – сильный, ловкий, быстрый);
  • Подбор слов антонимов, т.е. с противоположным значением (высокий-низкий, широкий-узкий);
  • Подбор прилагательных к слову (мяч – какой? новый, красивый, резиновый, маленький);
  • Подбор глаголов к слову (дождь – что делает? идёт, шумит, капает);
  • Составить пересказ текста;
  • Составить рассказ по картине, по серии сюжетных картин.

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации учителя

Слайд 2

Грамматически правильная Лексически богатая Фонетически чёткая

Слайд 3

Словарь будущего первоклассника составляет 6 – 7 тысяч слов

Слайд 5

Выделение определённого звука из слова: [ р ] – р ак, а р буз, телевизо р , сын Определение первого звука в слове: стол - [ с ] , школа – [ ш ] , нос – [ н ] Определение последнего звука в слове: кошка – [ а ] , стакан – [ н ] , стул – [ л ]

Слайд 6

Подбор слов на определённый звук: [ в ] - в олк, в олны, в рач, в орона, в орота Нахождение звука в слове (начало, середина, конец слова): [ н ] – н ос, са н ки, сы н

Слайд 7

Синтез слов: [ м, а, к ] – мак [ с, т, о, л ] – стол Анализ слов: дом – [ д, о, м ] Деление слов на слоги: Ра – ма, бу – сы, ку –ри -ца

Слайд 8

Подбор слов синонимов: Спортсмен – сильный, ловкий, быстрый Подбор слов антонимов: Высокий – низкий, широкий - узкий

Слайд 9

Подбор прилагательных к слову: МЯЧ (какой?) – новый, красивый, резиновый Подбор глаголов к слову: ДОЖДЬ (что делает?) – идёт, шумит, капает

Слайд 10

Составить предложение из 3 – 6 слов; Составить пересказ текста; Составить рассказ по картине

Слайд 11

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...