Родительское собрание "Младший школьный возраст и его особенности"
методическая разработка (1 класс) на тему

Маркова Людмила Владимировна

Родительское собрание в 1 классе знакомит родителей с особенностями младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Родительское собрание № 1

                                                                              Классный руководитель 1-а класса

                                           Маркова Л.В.

п. Мыс Каменный

 2011г.

Родительское собрание № 1.

«Младший школьный возраст и его особенности»

Цель: 

  • ознакомить воспитателей с особенностями физиологического и психологического развития младших школьников;
  • показать развитие потребностей и форм общения детей в школе;
  • рассказать об индивидуальных особенностях детей.

        Форма: информационно – практическая беседа.

       Оборудование: памятка для воспитателей «Ваши дети – первоклассники»

Ход собрания

        I. Вступительное слово учителя.

В семь лет жизнь ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения со взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит воспитателям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первоклассникам почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Итак, какой же он — первоклассник?

В биологическом отношении младшие школьники переживают значительные физиологические изменения. У них замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, интенсивно развивается мышечная система, все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается, по мнению физиологов, до 1400 г. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому возбудимость младших школьников очень высока.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением ребенка в школу развитие его определяется четырьмя видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.

Каждый из четырех видов деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности.

Учебная деятельность только начинается, и какой она будет, очень трудно сказать в самом начале развития. Однако с первых дней пребывания в школе учение должно быть системно и целенаправленно. Основы учебной деятельности в начальной школе — это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция.

Современные первоклассники уже способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, умеют общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5—7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа — слева, над — под, на — за, сверху — снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира, способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету, различают и выделяют буквы, цифры, написанные разным шрифтом, могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям  координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.п.) не более 10-12 мин. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Возможности учеников в развитии этого познавательного процесса велики. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании. Мозг учащихся обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием. Однако память необходимо тренировать, развивать различные ее виды, необходимые для успешного запоминания учебного материала. И очень важная роль здесь отводится воспитателям, которые могут используя специальные игры, развивать память ребенка.

Взрослым так же нужно помнить и о том, что восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры «9» и «6», мягкий и твердый знак и буквы «Е» и «3», но в то же время им интересна окружающая жизнь, новые события. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Большое значение в формировании личности младшего школьника играет воспитание самостоятельности. Если ребенок чрезмерно доверчив и зависим от чужого мнения, то он может вырасти неуверенным человеком. Излишняя самостоятельность может привести ребенка к отсутствию послушания и вседозволенности.

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми.

Огромное значение имеет процесс обучения саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно сформировать у учащихся интеллектуальное развитие, желание умственной работы.

II. Развитие потребностей и форм общения детей в щколе.

Не менее значимым для интеллектуального развития и личностного развития является общение со взрослыми и сверстниками.

Взрослые люди, учитель, воспитатель являются источником различных знаний, образцом для подражания. В процессе общения дети овладевают такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, умение делать элементарные выводы. Дети, которые умеют строить взаимоотношения, легче адаптируются в школьной среде.

В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если педагог и воспитатели, которые являются для ребенка авторитетом, требуют от него только успешности в учебной деятельности, наказывают за неудачи, ошибки, это приводит к тому, что ребенок будет руководствоваться лишь мотивом избегания неудач. Если ребенка хвалят, поддерживают, отмечают его успехи, то это будет способствовать формированию мотивации достижения.

      III. Беседа об индивидуальных особенностях и трудностях учащихся класса.

       IV. Памятка для воспитателей «Ваши дети – первоклассники».

       V. Решение собрания.

В качестве решения собрания предлагаются следующие рекомендации:

  1. Помочь детям адаптироваться к новой обстановке и новому виду деятельности.
  2. При работе с детьми учитывать физиологические и психологические особенности младших школьников.

     

 

Ваши дети — первоклассники (памятка для воспитателей)

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
    Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных курсов в лицеях, гимназиях и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого событ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

«Младший школьный возраст и его особенности» родительское собрание

Задачи: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями младших школьников; довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

«Младший школьный возраст и его особенности»

Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков – нет воспитания.                ...

Родительское собрание "Младший школьный возраст и его особенности"

Цель: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, совместно с родителями обсудить некоторые приемы и техники работы педагога-психолога по формированию...

«Младший  школьный возраст и  его  особенности»

laquo;Младший  школьный возрасти  его  особенности»...