Родительское собрание в 1 классе "Как научить детей учиться"
методическая разработка (1 класс) на тему
Рекомендации родителям как формировать у дутей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание № 2. (15.12.2011)
«Как научить детей учиться»
Цель:
- показать важность приготовления домашних заданий;
- дать рекомендации о том, как формировать у дутей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Форма: информационно – практическая беседа.
Оборудование: памятки для воспитателей:
«Хотите, чтобы дети ходили в школу с удовольствием?»
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
« Как читать рассказ»
« Как выполнять задание по математике»
«Как списывать текст»
Ход собрания
I. Вступительное слово учителя.
Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой воспитателей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой — рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал.
Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. Максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно меньше).
Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 мин занятий нужны 10-15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч. Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.
Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.
Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов — 3,0-3,5 ч.
- Рекомендации о том, как формировать у дутей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Нужно учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками:
Памятки
«Хотите, чтобы дети ходили в школу с удовольствием?»
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
- Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.
- Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя. (Учительская газета. 1988. 23 февраля)
«Садимся за уроки»
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль.
- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери все лишнее со стола.
- Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит шею. Открой учебник...
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков»
- Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается.
- Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.
- Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
- Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие — про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
- О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
- Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
- По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет все вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной.
- Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
- Природоведение выполняйте не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду.
- Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс — второй. Делайте все, как в первом.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его
- наизусть.
«Как решать задачи»
- Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
- Составь план решения.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
« Как читать рассказ»
- Внимательно прочти весь рассказ.
- Отметь в своей памяти, как называется рассказ, кто его автор?
- Ответь с помощью текста на вопросы в конце рассказа.
- Составь план пересказа текста.
При подготовке пересказа обрати внимание на следующие пункты:
Кто главный герой рассказа?
Где происходит действие?
Как ведут себя герои рассказа?
Кто тебе нравится и почему?
Кто тебе не нравится и почему?
Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ.
- Найди в словаре слова, которые при чтении вызвали у тебя затруднение.
« Как выполнять задание по математике»
- Внимательно прочти задание.
- Вспомни правило, которое относится к данной задаче или примеру.
- Делай чертеж, если он поможет тебе с решением.
- Делай вычисления на черновике.
- Проверь свои вычисления и еще раз сравни их с содержанием текста задания.
«Как списывать текст»
- Прочти весь текст от начала до конца.
- Прочти первое предложение, повтори его про себя и проговори его вслух.
- Прочти еще раз и обрати внимание на написание слов.
- Пиши предложения, диктуя себе по слогам.
- Прочти, что ты написал.
- Сравни написанное в тетради с книгой.
- Решение родительского собрания.
В качестве решения собрания предлагаются следующие рекомендации:
- Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
- Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84765.jpg)
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-250263-1370166258.jpg)
Родительское собрание "Как научить детей учиться".
Говорят, что все мы родом из детства. Детские годы – важнейшая ступень в жизни человека. На младшие классы приходится 4 ярчайших года. Поэтому мы, взрослые, должны ставить перед со...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-369363-1572764244.jpg)
Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»
Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-688138-1444836459.png)
Статья. "Как научить детей учиться"
«Как научить детей учиться?» "Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-1393655-1647257302.jpg)
Как научить детей учиться.
Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходя...