Ворчаньем наскучишь - примером научишь.
консультация по теме

Яковлева Светлана Владимировна

Работа с родителями – один из самых трудных видов деятельности педагога. Она должна строиться с учетом того, что обе стороны: а)положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, что предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности; б) должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorchanem_naskuchish.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ворчаньем наскучишь - примером научишь.

Работа с родителями – один из самых трудных видов деятельности педагога. Она должна строиться с учетом того, что обе стороны: а)положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, что предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности; б) должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

   Характер взаимодействия педагога с родителями должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности детей, особенности детского коллектива, запросы общества, современные требования педагогики и личный опыт учителей.

   Если в основе работы педагога с родителями лежит неподдельная любовь к ученику, искреннее переживание за него, боль за его неудачи и радость за малейшие успехи, то он обязательно станет другом не только школьнику, но и его семье.

   Одной из традиционных форм соответствующей работы является родительское собрание. Часто бывает так, что оно сводится к чтению сообщения или доклада на педагогическую тему и обсуждению успеваемости или поведению. Не секрет, что посещаемость таких мероприятий невысокая. Для того чтобы избежать подобного,  необходимо с первой встречи заинтересовать родителей, организовать их деятельность на собрании, научить делиться своими наблюдениями, делать выводы и принимать решения.

   Предлагаю конспект одного из родительских собраний, проведенных во II классе. В его основе лежит произведение А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На момент проведения собрания с ним были знакомы и взрослые и дети.

Ход родительского собрания.

   Родительский коллектив разделен на две группы. Каждая группа сидит за отдельным столом. При делении учитывалась активная жизненная позиция, образование и умение высказывать сою точку зрения.

   На доске записан эпиграф родительского собрания: «Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, то он учится находить любовь  в этом мире».

- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о любви к детям. Что такое родительская любовь? В чем она выражается?

Учитель читает размышления Маленького принца о розе: « - Напрасно я ее слушал, -доверчиво сказал он мне однажды. –Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться…

   Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам… Цвета так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить!»

   Итак, оказывается, нужно уметь любить. Любить ребенка – что это значит? Как вы понимаете эти слова?

   Родители высказывают свою точку зрения, учитель подводит итог.

- Ребенок рождается для любви. Родительская любовь – это неотъемлемая часть жизни не только каждого ребенка, но и взрослого человека.

   Многолетние наблюдения говорят о том, что отсутствие родительской любви или недостаточное ее проявление отрицательно сказывается на поведении детей. У одних учеников это проявляется в том, что они становятся апатичными, пассивными, отстают в душевном развитии. Другие (с более живым темпераментом) делают все назло, агрессивны и недобры к другим детям, так как видят в них конкурентов в борьбе за благосклонность взрослых.   Третьи встречают одинаково приветливо и радостно каждого человека. На каждого они «вешаются», к каждому хотят приласкаться. Им известна крепкая, сердечная привязанность, которая существует между ребенком и родителями.

   В нашем классе есть дети из всех  трех групп. За таким поведение скрывается глубокое чувство неуверенности и неполноценности или неправильно сформированное сознание собственного «Я».

   Любить ребенка – не значит слепо верить и следовать за ним, потакать всем его прихотям или, наоборот, пресекать все капризы и жалобы, наказывать за малейшую провинность. Любить  – это прежде всего понимать ребенка.

   Вспомните рассуждения Маленького принца: « - Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все- таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело – понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина?...»

   К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

   Попробуем научиться это делать с помощью анализа различных жизненных ситуаций. Каждая группа родителей получит карточку с описанием какой-либо ситуации и вопросы к ней. После обсуждений (от3 до 5 мин) представитель группы выскажет общее мнение по поводу проанализированной ситуации. Остальные присутствующие обсудят данную тему, а педагог подведет итог.

Ситуация 1. Детская ложь.

Учитель: Почему не подготовился к уроку чтения?

Ученик:  Я не успел.

Учитель: Чем ты был занят?

Ученик:  Я делал другие уроки, ходил в танцевальную студию.

Затем выясняется, что и к другим урокам ученик готов слабо, а в танцевальную студию он не записан.

Вопросы по ситуации 1:

  1. В чем причина детской лжи в данном случае?
  2. Бывают ли подобные ситуации у вас в семье? Как вы выходите из положения?
  3. Что можно посоветовать ребенку и его родителям?

Ситуация 2. Отношение к отметке.

Учитель: Ты меня сегодня очень огорчил. Мне жаль, но я не могу оценить эту работу.

Глаза ребенка опущены. После  урока он говорит одноклассникам: «Ура! Двойку не поставили!». Дома сообщает родителям: «Я сегодня ничего не получил!»

Вопросы к ситуации 2:

  1. Как ребенок рассказывает вам о своих неудачах?
  2. Как вы реагируете на плохую отметку?
  3. Как вы реагируете на слова ребенка: «Меня спрашивали, но ничего не поставили».

Ситуация 3. Хочу и надо.

Сын: Сегодня в 22 часа будет интересный фильм. Я буду его смотреть.

Мама: Ни в коем случае!

Сын: Вы же будете его смотреть! Значит, и я буду!

Мама: Ну, ладно, ладно. Что с тобой поделаешь!

Вопросы по ситуации 3:

  1. Следовало ли маме соглашаться с сыном?
  2. Можно ли по эпизоду сказать, что сын избалован?
  3. Всегда ли вы соглашаетесь с ребенком? Расскажите, как вы находите выход из положения, когда ребенок неправ, но настаивает на своем.

Ситуация 4. О шутках.

1 ученик: Какой сейчас урок?

2 ученик: Математика.

1 ученик: Но ведь все готовятся к чтении!

2 ученик: Математика!

1 ученик: А по расписанию – чтение!

2 ученик: Да шучу я. Чтение, чтение!

Вопросы по ситуации 4:

  1. В чем заключается опасность детских шуток?
  2. На что следует обратить внимание при воспитании чувства юмора?

После анализа ситуаций родителями педагог подводит итог.

Ситуация 1. Если в семье за малейшую провинность наказывают, а иногда и ремнем, то, как ни парадоксально, ребенок будет вести себя, руководствуясь словами «Ложь во спасение». Чем сильнее наказание, тем изворотливее ложь. Они могут быть следующими:

а) страх перед наказанием;

б) трудности при подготовке домашнего задания по чтению, которые приводят к любым отговоркам, лишь бы не заниматься им;

в) неумение распределить время на подготовку домашнего задания;

г) слабый контроль или отсутствие его со стороны взрослых.

Ситуация 2. Поведение ребенка в данной ситуации связано со страхом перед наказанием за двойку. Малое общение родителей и ребенка приводит к тому, что все интересы родителей сводятся к оценке, которую он получил. Качество работы ребенка их не интересует, а, следовательно, оно не будет интересовать и его самого. Если качественная оценка малоинтересна, то утрачивается внимание к качеству работы, пропадает интерес к самой работе, к желанию выполнить ее, проявить фантазию и энтузиазм.

Ситуация 3. Дети ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых. Потребности и желания не возникают у ребенка из ничего, их порождает поведение родителей, их отношение к нему. Из ситуации видно, что ребенок усвоил:  стоит захотеть – желание будет выполнено.

   Заметим, что слепая любовь заменяет понятие счастливое детство понятием безотказность в чем-либо. Избаловать можно не только излишествами, но и нетребовательным отношением к ребенку. При таком воспитании упускается из виду, что безотказность формирует эгоизм, а потребительское счастье не радует, не готовит к жизни. Человек, у которого не сформирована способность к самоограничению, не выработана дисциплина желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями.

Ситуация 4. Ирония –один из способов выражения своего отношения к тому, к кому обращена шутка, которая не должна причинять боль. Она служит для поддержания жизненного тонуса, приносит радость и смех. Необходимо учить ребенка отличать добрую шутку от злой, бережно относиться друг к другу, учить ставить себя на место другого.

   - Сегодня мы с вами разобрались в причинах поведения детей в тех или иных ситуациях. Надеюсь, что наше общение поможет вам лучше знать и понимать своего ребенка, а значит – любить его. Не  забывайте размышления Маленького принца: «За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность…» И если вы скажете: «Я умею войти во внутренний мир моего ребенка, я смогу откликнуться на него, я смогу следовать за интересами моего ребенка, я смогу сохранить в нем любопытство к окружающему миру, у меня хватит мужества помочь моему ребенку расти целостным», - то ваша любовь будет мудрой, она проявится в сочетании доброты и требовательности, ласки и строгости, снисходительности и непримиримости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверяем, чему мы научились.

Урок повторения и закрепления...

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Консультация для родителей : "Научите ребенка думать! Как научить ребенка оценивать себя!"

Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу ...

научиться решать примеры на вычитание двузначных чисел, когда в уменьшаемом не хватает единиц

Презентация для работы по математике Моро УМК "Школа России" как научиться решать примеры на вычитание двухзначных чисел когда в уменьшаемом не хватает единий. Устный счет и краткое объяснен...

Конспект урока математики "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Чтение примеров. Запись примеров"

Конспект урока открытия новых знаний "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Чтение примеров. Запись примеров" 1 класс УМК "Перспектива"...

Иностранному языку нельзя научить, иностранному языку можно научиться!

Статья об образовательно-культурном  проекте «Мир другим языком»Cannot connect to Ginger Check your internet connectionor reload the browserDisable in this text fieldRephraseRephrase ...