Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
материал на тему

 

Структура агрессивных проявлений.

 

Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников.

 

Характерные особенности агрессивного ребёнка.

 

Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей.

Рекомендации для педагогов и родителей по эффективному взаимодействию с детьми

с агрессивным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_agressivnogo_povedeniya.doc57.24 КБ

Предварительный просмотр:


 Преодоление агрессивного поведения  младших школьников.

Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Сегодня под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивное действие — это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае

следует говорить об агрессивном поведении.

 Агрессивное поведение — это действия,

имеющие целью причинение морального

 или физического ущерба другим.

Структура агрессивных проявлений.

1. По направленности

Агрессия, направленная вовне.

Аутоагрессия — агрессия, направленная на себя; проявляется в самообвинении, в самоунижении, нанесении телесных повреждений вплоть до самоубийства.

2. По цели

Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели.

Враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

3. По методу выражения

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик), так и через содержание вербальных реакций (угроза).

4. По степени выраженности

Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта.

Косвенная агрессия -действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (сплетни), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (топание ногами).

5. По наличию инициативы

Инициативная агрессия — непосредственно исходит по собственному желанию.

Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причинённый ущерб.

Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников

Обычно дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трёх основных источников.

Первый — семья. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома.

Арессивности они также обучаются при взаимодействии со сверстниками — это второй источник. Зачастую дети узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

Кроме того, дети учатся агрессивным реакциям на символических примерах, предлагаемых средствами массовой информации (фильмы ужасов, боевики).

Характерные особенности агрессивного ребёнка

  • Слишком говорлив
  • Отказывается от игры с другими детьми
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создаёт конфликтные ситуации
  • Перекладывает вину на других
  • Суетлив, импульсивен, часто дерётся
  • Имеет отсутствующий взгляд
  • Не может адекватно оценить своё поведение
  • Всегда напряжён
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Мало и беспокойно спит

Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей

1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких чувств, как эмпатия, доверие к людям и др.

Конструктивные способы выражения ребёнком гнева и агрессии

  • громко спеть любимую песню
  • пометать дротики в мишень
  • используя «стаканчик для криков» высказывать все свои отрицательные эмоции
  • устроить бой с боксёрской грушей
  • устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»
  • скомкать и выбросить несколько листов бумаги
  • рисовать свой гнев и т. д.

Рекомендации для педагогов и родителей по эффективному взаимодействию с детьми

с агрессивным поведением

В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает.

Благополучная ситуация развития — это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.

Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия,- демагогия и опасная практика.

Невозможно проявлять доброжелательность избирательно. Будьте оптимистичны. Стремитесь сосредотачивать своё внимание на положительном, а не на недостатках других.

Используйте «Я» - послания, избегая «ты»- осуждения, т.е. сообщайте о своём чувстве, не обвиняя  другого, а делясь с ним переживаниями.

                                 Осуществляйте «мы»-подход, говорите о  вашей

                                 ситуации взаимодействия, предлагайте выход,

                                 конструктивное решение возникшей проблемы, но

                                 будьте готовы выслушать и принять другой

                                 вариант.

                                 Говорите открыто, дружелюбно, искренне. Будьте

                                «конгуэнтны»: ваши слова, интонации, жесты,

                                 мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.

Создайте для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.

Воспитание на принципах сотрудничества — главное условие предотвращения проявления агрессивного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Арт – педагогическая методика как средство снижения уровня агрессивности младших школьников

В школе остро стоит вопрос о дисциплине учащихся. В данной работе я расматриваю как с помощью арт-педагогикой методики снизить  уровень агрессивности младших школьников....

Агрессивное поведение школьников.

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев, компьюторов....

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым....

Психологический классный час "Профилактика агрессивности у школьников"

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому чел...

ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблем...


 

Комментарии

уважаемая Ольга Владимировна,спасибо огромное за материал,который очень помог мне в моей работе с родителями, а также при подготовке к родительскому собранию!.