"Как помочь детям подготовиться к основной школе".Материалы для родительского собрания в 4 классе.
материал (4 класс) на тему

Чумакова Татьяна Викторовна

Четвероклассники - это выпускники начальной школы.Именно это расставляет те акценты, которые так важны во взаимодействии взрослого и ребёнка данного возраста.Завершился первый этап школьной жизни ребёнка.Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать внимание на сформированность учебных умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь детям подготовиться к основной школе
Материал к родительскому собранию в 4 классе.

Четвёртый год обучения завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот и расставляет те акценты, которые так важны во взаимодействии взрослого и ребёнка данного возраста.

Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у 4-классиков учебных умений и навыков.

К 4-му классу у большинства детей уже складывается свой, индивидуальный стиль учебной работы. Это ясно видно из того, как готовятся домашние задания. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода домой, другие - нуждаются в отдыхе (имеющем разную продолжительность). Кто-то сразу и легко включается в работу, а другим нужно много времени на подготовительный этап. Многие дети начинают готовить Д/з с трудных предметов, а другие, наоборот, с лёгких. Одни усваивают материал лучше, если он подкреплён рисунками или схемами, другим достаточно его услышать и т.д.

Эти различия по выполнению учебной работы связаны с индивидуальнотипологическими особенностями детей, с их работоспособностью, с спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы выделяется не только на фоне подхода к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками разных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приёмами учебной работы означает, что ребёнок приобрёл умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Какие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно выделить следующие:

  • слушать учителя;
  • выделять главную мысль сообщения;
  • связно пересказывать текст;
  • отвечать на вопросы к тексту;
  • ставить вопросы к тексту;
  • делать содержательные выводы на основе полученной информации;
  • письменно выражать свою мысль;
  • привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словари, энциклопедии);
  • адекватно оценивать результаты своей работы;

Умения опираются на мыслительные способности: умения сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока учебная нагрузка не так велика. В среднем звене эти умения будут жизненно необходимыми, так как новое и более объёмная информация появляется именно здесь (сложное её содержание). В этой ситуации не работает такой популярный способ в начальной школе как многократное повторение. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассник владеет некоторыми из основных приёмов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребёнок готовится к пересказу заданного на дом текста по окружающему миру:

  • читает ли весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить всё сразу;
  • читает ли один раз, и, не пересказывая, уверен, что всё хорошо знает;
  • читает главные или отдельные абзацы, не устанавливая связи между

ними;

  • отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с текстом, учить выделять главную мысль, составлять план текста, запоминать содержание по опорным словам, пересказывать его и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале, но и по содержанию прочитанной книги, увиденного фильма и т.д.

С целью повышения психологической грамотности можно за ориентир для занятий с детьми взять приёмы выделения смысловых мнемических опор (методика «Смысловые единицы» разработана К. П, Мальцевой (см: Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е. Е. Данилова Под ред. И. В. Дубровиной. М„ 1999г. С. 67-71)).

К 4-му классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше ( это в дальнейшем поможет ребёнку выбрать правильно и точно тематику предпрофильного обучения).

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребёнка: кому-то нравится математика, у кого-то проявляются лингвистические способности и т.д.

А может ребёнок не обладать никакими способностями, особенными предпочтениями или интересами? (Ответы родителей). Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже, если ребёнок не выделяется своими успехами, безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребёнка, и необходимо поддерживать,

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За её пределами ребёнок может быть погружён в такие занятия, которыепозволяют ему проявить свою смелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе, что тоже немало важно. В этом вам поможет «Анкета способностей вашего ребёнка». Анкета поможет вам, дорогие родители, лучше осознать интересы своего ребёнка, его склонности, выбрать для него подходящую область внешкольных занятий. Разработчики анкеты: де Хаан и Коф (см: Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В., Мякушин Д. Е. «Что я могу узнать о своём ребёнке?» психологические тесгы. - Челябинск 1996г. с. 170-175).

С помощью этой анкеты, включающей исследования различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребёнок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребёнок может проявить свои таланты (даны характеристики этих областей).

Области: - интеллектуальные способности;

  • художественные способности;
  • музыкальный талант;
  • способности к занятию научной работой;
  • литературный талант;
  • артистический талант;
  • технические способности;
  • способности к спорту;

Даётся оценка каждому из качеств в баллах. Далее составляется график способностей вашего ребёнка.

Ломаная линия на графике - профиль способностей ребёнка.

Эта анкета, уважаемые родители, своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребёнком. Предлагаемые характеристики могут помочь вам при анализе поведения ребёнка, его умственного и физического развития.

Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребёнка. (Можно, если это необходимо, добавить собственные характеристики его способностей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для родительского собрания 2 класс

Данные материалы помогают учителю правильно и эффективно организовать родительские собрания во 2 классе...

памятка родителямКАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

памятка родителямКАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ...

Материалы для родительского собрания "Готовность к школе"

Данное выступление будет актуально  для родителей будущих первоклассников....

Как помочь детям подготовиться к ВПР

Как помочь детям подготовиться к ВПР...

Рекомендации психолога. Как помочь детям подготовиться к ВПР

В наших силах сделать так, чтобы ВПР-это было не трудно, а интересно!...

Родительское собрание 1 класс «Как мы можем помочь своим детям?»

Первый год обучения особенно трудный для ребенка, происходит его адаптация к новому укладу жизни, к новым друзьям, педагогическому коллективу, к новым требованиям. Наблюдения за первоклассниками показ...

Поступаем в 1 класс. Как помочь родителям подготовить ребёнка к школе?

Поступление в 1 класс - это очень важный этап в жизни ребёнка. Как помочь родителям сделать всё для успешной учёбы детей? Давайте разберёмся вместе....