Родительское собрание "Моя семья"
методическая разработка на тему

Янсон Лина Викторовна

Родительское собрание "Моя семья",  которое целесообразно провести после ранее опубликованной деловой игры на внеклассном мероприятии по теме "Моя семья" по рассказу С. Махотина " Про Мишу и словарь Ожегова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Моя семья»

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».

А. С. Макаренко

«Нравственное воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо».

В. А. Сухомлинский

Проведение родительского собрания, ориентированного на совместное обсуждение с родителями  проблем воспитания ребенка в семье требует от учителя очень серьезной и тщательной предварительной подготовки.

В связи с этим является очень важным получение первоначальных сведений о семье. Знакомство с семьей своих будущих учеников, как представляется, целесообразно начинать до поступления ребенка в школу. Во время встреч и бесед с родителями, воспитателями детского сада, который посещал ребенок, учитель получает первое представление о семье, о «педагогическом» лице родителей. При этом видится важным обратить внимание на следующие характеристики семьи: ее состав; трудовую занятость родителей и их материальную обеспеченность; социальную позицию (отношение к социальным обязанностям и к воспитанию детей); внутрисемейные отношения (отношения между родителями, между родителями и детьми, отношения членов семьи к выполнению своих семейных обязанностей); культурные традиции семьи (уровень образования родителей, потребности в культурном развитии); воспитательную позиция (ответственность за воспитание детей, формы и методы педагогического  воздействия на ребенка).

Получение и анализ этих сведений позволяет непосредственно перейти к организации и проведению родительского собрания.

Дидактический материал:

Карточки с поговорками и пословицами о семье (вывешены на доске в классе).

–        Коли вся семья вместе, так и душа на месте.

–        Каково на дому, таково и самому.

–        Семья в куче – не страшна и туча.

–        Согласную семью и горе не берет.

–        Не будет добра, коли в семье вражда.

–        В семье разлад, так и дому не рад  и т. д.

Текст рассказа Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова» (у родителей на столах).

Ход собрания

После вступительного слова  и  формулировки темы родительского собрания педагогу целесообразно напомнить родителям, что семья является  социальным институтом, который регулирует поведение родителей и детей, и с помощью которого определяются присущие членам семьи социальные роли и статус. Представляется, что необходимо остановиться и на рассмотрении функций семьи в обществе, назвав и рассмотрев в качестве основных следующие: репродуктивную (биологическое воспроизводства общества, удовлетворение потребности в детях), экономическую (поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи), воспитательную (социализация молодого поколения), культурную (развитие личности каждого члена семьи, духовное взаимообогащение), досуговую (организация и совместное проведение досуга, контроль за ребенком в этой сфере), эмоциональную (удовлетворение потребности в личном счастье, любви, эмоционально-психологическая поддержка членов семьи) и др.

Далее проводится письменное анкетирование родителей (см. Приложение 1), по завершении которого родителям можно предложить  письменно ответить на  дополнительные   вопросы.

–        Что такое семья? С чем у Вас ассоциируется слово семья?

–        Какая погода может быть в доме?

После этого переходим  к чтению и обсуждению  рассказа Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова».

Педагог заостряет внимание родителей на следующих вопросах:

–        Часто ли Вам  приходится в приказном тоне просить о чем-то своего ребенка?

–        Какие погрешности в отношении к ребенку допускали родители этого произведения?

(Хотелось бы привести высказывания родителей : за уроки Миша садился, когда ему напоминали родители, следовательно, отсутствовал режим дня («сейчас же садись за уроки»);не было договоренности в ограничения времени во время игр на улице(«домой сейчас же»);во время семейных разговоров родители не выслушивали Мишу и не обсуждали различные ситуации, произошедшие за день, а обрывали его, не выслушав до конца («сейчас же брось повторять глупости за Виктором Степанычем»);мальчику не разрешали завести щенка без объяснения причины(«сейчас же унеси из дома этого грязного щенка»).

После обсуждения рассказа С.Махотина педагог просит родителей письменно ответить на следующие вопросы:

–        Какова главная мысль этого рассказа?

-     На что обижался Миша?

-        Какие отрицательные качества могут развиться у ребенка в результате такого общения?

–        Какая погода в доме у Миши? Как исправить такую погоду? Были ли в вашей семье такие ситуации, когда вы чувствовали, что неправильно вели себя по отношению к ребенку?        Что нужно, чтобы погода в любом доме была солнечной? Попробуйте составить рецепт семейного счастья. После того, как родители ответили на все вопросы, педагог просит их нарисовать сердечко и написать пожелания своей семье.

По завершении данной работы родителям предлагается рассмотреть, проанализировать и обсудить коллективные работы школьников, которые были выполнены на внеклассном занятии. При этом фамилии детей- авторов не называются.

В заключение родительского собрания педагог предлагает расширить спектр методов и форм воспитания, дает характеристику тех, которые наиболее приемлемы для детей данной возрастной группы, и  обращает внимания на то, что выбор каждого метода  обуславливается, прежде всего, индивидуальными особенностями ребенка.

В заключение мне бы хотелось бы отметить, что проведение родительского собрания «Моя семья» заставляет многих родителей задуматься над столь сложной проблемой как воспитание ребенка.

Семейное воспитание ребенка требует самовоспитания родителей. Педагогическое руководство семейным воспитанием требует от учителей деликатности и тактичности, т.к. не каждая семья открывает свои радости и огорчения учителю. Не каждое педагогическое воздействие со стороны учителя  на членов семьи дает положительные результаты. Это обуславливает необходимость  постоянного поиска   различных методов взаимодействия  с родителями , при выборе которых необходимо учитывать принятые в семье систему ценностей, культурных стандартов и норм поведения.

Организация родительского собрания по теме «Моя семья» помогает учителю составить более глубокое представление о семьях своих учеников, установить доверительные отношения с родителями, скорректировать спектр используемых ими форм и методов воспитания ребенка.

Приложение. Анкета

Вопросы родителям

Вопросы детям

1. Какие черты характера нравятся Вам в вашем ребенке?

1. Какие качества характера (усидчивость, внимательность, аккуратность, трудолюбие, ответственность) нравятся родителям?

2. Имеет ли ребенок дома постоянные поручения?

2. Какие трудовые поручения ты выполняешь в семье?

3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашнее задание?

3. Кто помогает тебе в выполнении домашних заданий?

4. Поощряете ли Вы ребенка за трудовые усилия?

4. За что тебя хвалят родители?

5. Что Вас огорчает в ребенке?

5. За что тебя ругают родители?

Литература:

Н.И. Дереклеева «Родительские собрания» 1-4 кл., Москва «ВАКО» 2005 г

И.И. Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я», Москва «Школьная библиотека» 2004 г.

Справочники классного руководителя 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...

Родительское собрание "Семья и школа"

Презентация итогового родительского собрания...

Статья для родительского лектория "Семья и авторитет родителей в семье"

Материал для проведения родительского лектория с памятками для родителей...