Родительское собрание " Домашнее задание- залог успешного обучения"
материал на тему

Горнакова Инна Валентиновна

История возникновения домашних заданий. Роль домашней  учебной  работы  учащихся  в  овладении знаниями.
Содержание домашних заданий.Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль в прочном усвоении знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 

1. История возникновения домашних заданий

Домашние задания в обучении  известны с 16 века, а обязательным компонентом учебной работы они становятся в 1786 году. Тогда наряду с положительными моментами использования домашних заданий возникали и негативные моменты. (Слайд 2)Обучение превращалось в механическое выучивание учебника наизусть, бессмысленную зубрежку текстов, вызывающую перегрузку учащихся. И уже к концу 19 века домашние задания становятся предметом педагогических дискуссий, начинают обсуждаться вопросы, касающиеся определения целей домашних заданий, их функций и объема. После 1917 г. в условиях единой школы обязательные домашние задания отменяются. Как необходимый компонент работы школы они начали рассматриваться лишь с начала 30-х годов .слайд 3  Урок  имел жесткую структуру, никаких отступлений от программы, учебника, методических рекомендаций не допускалось. Основным типом домашнего задания  являлись упражнения, задачи, основанные на приложении знаний, приобретенных на уроке, поэтому домашние задания сводились к зубрежке материала, ученик должен был только уметь воспроизводить знания. О творчестве и активности детей в обучении не велось и речи.слайд 4  С 60-х гг. ХХ века традиционное обучение, направленное лишь на формирование знаний, умений и навыков критикуется, началась борьба против шаблонного применения учителями одной и той же структуры урока. Все настойчивее стали раздаваться предложения реформировать школьные программы. Домашние задания стали рассматриваться как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельной, творческой формы познания. Слайд 5

 

2. Роль домашней  учебной  работы  учащихся  в  овладении знаниями

Специальные исследования показывают,  что  проблема  повышения эффективности обучения может быть успешно  решена  только  при  условии, если  высокое  качество  урочных  занятий  будет  подкрепляться   хорошо организованной домашней работой  учащихся.  Слайд 6

Она имеет  не менее важное значение  также  для  воспитания  учащихся,   поскольку   способствует формированию  у  них  прилежания,  самостоятельности,  служит  средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Домашняя  учебная  работа школьников является весьма важной составной частью процесса  обучения  и выступает  одной  из  существенных  форм  его  организации.  Слайд 7 Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока. Слайд 8

3. Содержание домашних заданий

 Домашние задания по своему содержанию включают в себя: слайд 9

      усвоение изучаемого материала по учебнику.

      выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые  правила, определение признаков делимости чисел  по  математике и т.д.).

      выполнение письменных упражнений

      изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.слайд 10

Наряду с общими домашними заданиями для всех учащихся часто даются индивидуальные. Они рассчитаны  на  преодоление  пробелов  в  знаниях  учащихся  по отдельным  темам,  на  усиление  тренировочных   упражнений   по   выработке практических  умений  и  навыков.  Кроме  того,  даются  задания  повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью  развития  их  творческих способностей  и  склонностей.  Слайд 11 Существенное   значение   имеет   правильная дозировка объема  и  степени  сложности  домашних  заданий,  предупреждающая перегрузку учащихся.слайд  12

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.СанПиН 2.4.2.2821-10 « 

Становится очевидным, что домашние задания – связующее звено между предшествующим и предстоящим уроками. То, что дается на одном уроке, воспроизводится и усваивается дома, а затем снова используется на следующем уроке как обязательная предпосылка для усвоения нового. Слайд 13

4. Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль в прочном усвоении знаний

Как делать уроки – тема вечная. По статистике, именно в связи с этим мамы и папы чаще всего обращаются за советом к школьному психологу. И самый распространенный вопрос при этом звучит так: «Со мной никто не делал домашней работы, почему же мой ребенок нуждается в моей поддержке? Он несамостоятельный и глупый?»

На самом деле помощь родителей при выполнении домашних заданий нужна любому ребенку: кому-то на первых порах, а кому-то и до конца обучения в школе. И это нормально. Современные программы усложнились, времени на новые темы все меньше, а детские особенности внимания, мышления и памяти остались такими же, как и 50–60 лет назад.

Но умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, который необходимо целенаправленно прививать. Дети не знают, где, как и зачем надо делать домашнюю работу. И учить этому их надо поэтапно.слайд 14

I этап. Создание мотивации и принятие правил.

Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки. И правда – зачем?

  • Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности. В школе чаще идет фронтальная работа учителя с классом, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная потребует от ученика умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки соответствующих навыков не обойтись.
  • Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения материала. Ведь то, что мы усвоили на уроке, требует, чтобы включились механизмы кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на более длительный срок, необходимо дополнительное повторение его дома. Иначе возникает типичная ситуация: ребенок вроде бы активно работал в классе, а знания в итоге весьма обрывочные. А то и вовсе отсутствуют.

Также необходимо научить, как организовать рабочее место, во сколько лучше сесть заниматься.

Главное на этом этапе – выработать алгоритм выполнения домашних заданий. Чем подробнее мы с ребенком отработаем технологию на первом этапе, тем успешнее будет результат. Важно: введение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху – надо совместно с ним проиграть каждый шаг. Слайд 15

Вопросы, которые целесообразно обсудить с ребенком:

  1. Время приготовления уроков: когда он будет начинать работу и как узнает (если не умеет пользоваться часами) о том, что пришло время делать уроки.
  2. Место, где он делает уроки.
  3. С чего начать и чем закончить. То есть вот сел ребенок за стол – а дальше? С каких заданий надо начать выполнение домашней работы? Как узнать, все он сделал или нет по этому предмету? Надо ли пользоваться черновиком? Как оформить работу? Как сделать проверку?
  4. Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, есть, играть, бегать во время приготовления уроков и т. д.слайд 16

II этап. «Мы вместе».

На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.

III этап. «Я сам + мы вместе».

Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. А вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.

IV этап. «Сам + я рядом».

Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Все, что от вас требуется на этом этапе – своим присутствием помочь ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.

V этап. «Я сам и немножко взрослый».

Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания. Слайд 17

Домашнее задание

Важно:

Работая с ребенком, необходимо придерживаться позиции, что главное – не сделать за него домашнее задание, а помочь разобраться в непонятном материале и организовать процесс. После того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы он мог отработать организационный навык.

Нужно ли…

…использовать черновик? Предназначение черновика – закрепить правила выполнения и оформления определенного типа заданий. Но надо стремиться к тому, чтобы ребенок отмечал на нем только самые необходимые вещи. Иначе он может полностью выложиться на черновой работе, и во время переписывания в тетради появятся ошибки.

…переписывать домашнюю работу? Это допустимо только в том случае, если в ней большое количество ошибок. При этом ругать ребенка бессмысленно. Правильнее – задуматься: почему он сделал много ошибок? Не понимает материал? Не сформирован навык выполнения домашней работы? Трудности с вниманием?

К тому же переписывание обычно не приводит к желаемому результату: ведь ребенок потратил все силы на первый вариант, и на переписывании ему будет трудно сконцентрироваться. А отсюда – новые ошибки. Конечно, дети должны стремиться сделать работу как можно лучше, но при этом не надо фанатизма, чтобы не отбить желание учиться.

Переменки между уроками – как часто их надо делать и сколько времени можно отдыхать? Не менее важно поощрять за выполнение домашнего задания. Помните: любого ребенка есть за что похвалить

Слайды  18,19,20 21   с анкетой

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цел моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В.А. Сухомлинский слайд 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"."

В презентации указаны виды домашних заданий, значение домашних заданий, санитарно-гигинические требования к выполнению домашних заданий, советы и рекомендации родителям....

Родительское собрание "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"

Советы родителям: Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими д...

Презентация к родительскому собранию "Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы".

Презентация к родительскому собранию "Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы"....

Родительское собрание по теме "Выполнение домашнего задания – залог успешной учёбы"

Родительское собрание по теме "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"...

Родительское собрание во 2 классе «Выполнение домашнего задания – залог успешного обучения»

Родительское собрание во 2 классе«Выполнение домашнего задания – залог успешного обучения»...