Главные вкладки

    Что делать, если... Советы для родителей.
    консультация по теме

    Рудакова Ирина Александровна

    Очень часто родители просят помочь в разрешении той или иной проблемы, связанной с их ребёнком. В данном материале содержатся практические советы по преодолению некоторых трудностей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Советы для родителей.29.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

    СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Что делать, если ваш ребёнок отличается конфликтностью?

    Определите причины конфликтности

    • Возможно, конфликтность – следствие эгоистичности ребёнка. Если дома он – центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребёнок ждёт такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
    • Возможно, ребёнок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
    • Возможно, ребёнок часто является свидетелем ссор между родителями и другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

    Конфликтное поведение ребёнка – это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить своё поведение.

    Как вести себя с конфликтным ребёнком

    • Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания с обидой.
    • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
    • После ссоры обсудите с ребёнком причины её возникновения; определите его неправильные действия, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
    • Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
    • Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Только если во время ссор дин всегда побеждает, а другой всегда выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.

    Советуем поиграть

    • Попросите ребёнка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
    • С компанией детей сочините сказку так, чтобы каждый по очереди добавлял своё предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность. Высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи. Умению спокойно выслушать собеседника.

    Что делать, если ваш ребёнок застенчив?

    Определите причины застенчивости

    Чаще всего застенчивость – результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребёнка в определённый момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

    Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

    Как себя вести с застенчивым ребёнком

    • Расширяйте круг знакомств ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок. Учите его спокойно относиться к новым местам.
    • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей. В основном придуманных вами. Не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему определённую меру свободы и открытых действий.
    • Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах.
    • Привлекайте ребёнка к выполнению поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы выступать в контакт с посторонним человеком.

    Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребёнок ещё маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.

    Советуем поиграть

    • Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т. д. Такая игра способствует раскрепощению.
    • «Колдун» заколдовал ребёнка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
    • Игра «сказка». Предложите ребёнку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина – морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует оценке лучших своих сторон. Лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения.

    Что делать, если ваш ребёнок чересчур беспокойный?

    Определите причины беспокойства

    Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слёзы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребёнок начал обострённо эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг, то причинам такого поведения могут быть:

    • кризисный возраст (6-7 лет). Ребёнок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень хорошо получается;
    • недостаточное развитие торможения. Ребёнок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может сдержать эмоцию, оставить её при себе. Торможение поддаётся тренировке, начиная с 5-6 лет;
    • незнание ребёнка, как ему выразить своё настроение; отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию;
    • неблагополучные отношения внутри семьи, которые ребёнок сильно переживает, а так же накопленное напряжение, выплёскивающееся в эмоциональных реакциях.

    Как вести себя с беспокойным ребёнком

    • Избегайте крайностей; нельзя позволять ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать. Чётко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
    • Своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
    • Уделяйте ребёнку достаточно внимания. Пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
    • Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребёнку, не надо изменять своих требований. Лучше всего после того, как ребёнок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

    Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребёнка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.

    Советуем поиграть

    • Необходимо познакомить вашего ребёнка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
    • Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребёнка соседствует с двигательной закрепощённостью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
    • Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребёнка мимикой показать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, гнев, страх.
    • Обращайте внимание ребёнка на то, как приятно состояние спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.

    Что делать, если ваш ребёнок замкнутый?

    Определите причины замкнутости

    В отличие от застенчивого ребёнка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребёнок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее проявляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие.

    Как вести себя с замкнутым ребёнком

    • Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
    • Подчёркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие вы получили, общаясь с тем или иным человеком.
    • Стремитесь сами стать для ребёнка примером активно общающегося человека.
    • Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

    Чудес не бывает: замкнутость не пройдёт за один день по взмаху волшебной палочки. Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребёнком.

    Советуем поиграть

    • Игра «Незнайка». Взрослый задаёт ребёнку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
    • Попросите ребёнка рассказать о его сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что даёт ему чувство уверенности в себе. Если ребёнку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он ит.д.
    • Упражнение «Закончи предложение».  Предложите ребёнку посочинять, закончив фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…)
    • Совместные настольные игры. Хорошо, если в них участвуют несколько детей.
    • Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребёнку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
    • Любые сюжетные игры «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу «Смак»).

    Что делать, если ваш ребёнок чересчур агрессивен?

    Определите причины агрессивности

    • Иногда агрессия ребёнка – часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
    • Агрессивные реакции могут проявляться как ответ на невыполнение желаний ребёнка. Далеко не все разнообразные «хочу» могут быть выполнены без неприятных последствий для него самого и взрослых. Поэтому требования ребёнка необходимо ограничивать. В таких случаях можно попробовать перевесит его активность в другое русло. Это поможет избежать конфликта.
    • Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлением самолюбия.

    Как вести себя с агрессивным ребёнком

    • Помните, что запрет и превышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет преодолена.
    • Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
    • Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нём вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
    • Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете,  не стесняйтесь лишний раз его приласкать ил пожалеть.

    Советуем поиграть

    • Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
    • Игра «Брыкание». Ребёнок ложится на ковёр на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребёнок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
    • Игра «Карикатура». Вместе с ребёнком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребёнок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.

    Что делать, если у ребёнка неадекватная самооценка?

    Определите причины неадекватности самооценки

    Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. В поведении ребёнка можно увидеть такие проявления самооценки, как:

    • Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – качества, которые свойственны детям с  адекватной самооценкой.
    • Пассивность, мнительность, повышенная ранимость. Обидчивость – качества, свойственные детям с заниженной самооценкой.

    При  завышенной самооценке дети необоснованно считают себя лучше других.

    В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи – всё это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе.

    Как вести себя с ребёнком, у которого есть проблемы с самооценкой

    • Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
    • Не перехватывайте инициативу у ребёнка, поощряйте его начинания. Пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.
    • Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
    • Не забывайте поощрять других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребёнок может достичь такого же результата.
    • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
    • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

    Советуем поиграть

    • Очень хороши традиционные игры: прятки, жмурки.
    • Игра «Зеркало». Один ребёнок – «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него смотрится.
    • Игра «Путаница».  Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разнимая рук, они запутываются. Водящий должен их распутать, не разрывая рук игроков.

    Что делать, если…

    Ваш ребёнок левша

    • Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
    • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребёнок левша, для него жёсткое следование режиму может быть непомерно трудным.
    • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
    • Берегите левшу от чрезмерных нервных перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
    • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.

    Ребёнок испытывает трудности в общении с одноклассниками

    Почаще приглашайте одноклассников ребёнка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем у вашего ребёнка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с семьями.

    Ребёнок плохо выполняет письменные работы

    Только последовательные, спокойные занятия могут исправить положение: ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

    Ребёнок получил «двойку» или «тройку»

    Не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка, а попытайтесь вместе (вы, ребёнок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребёнка.

    Ребёнок не любит учиться

    Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребёнка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.

    Ребёнок заболел или пропустил занятия

    1. Позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации об учебном процессе и жизни класса в целом в пропущенный день.
    2. Подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…?»

    Выступление на общешкольном родительскои лектории "Трудный ребёнок"...

    Советы родителям "Что делать, если ...?"

    Советы родителям "Что делать, если ...?"...

    Памятка : советы родителям "Что делать, если...?"

    Памятка содержит советы родителям, как следует поступать в проблемных ситуациях в воспитании детей....

    Советы родителям. Что делать, если...

    Что делать, если ребенок левша, у него трудности в общении  или он просто не любит учиться?...

    Советы родителям. Что делать, если...

    Советы родителям. Что делать, если......

    Советы родителям "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ..."

    Эта статья будет полезна тем родителям, в семьях которых растут беспокойные, застенчивые, конфликтные... дети. Она поможет раскрыть причины такого поведения детей и научит родителей, как правильно вес...