Доклад на экологическое воспитание младших школьников «Учим детей любить природу»
консультация (4 класс) по теме

Шарипзянова Рамзия Рафиловна

Актуальность темы состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_lyubit_prirodu.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Доклад на тему:

«Экологическое воспитание младших школьников»

                                                                         подготовила воспитатель

Шарипзянова Рамзия Рафиловна

Учим детей любить природу.

Теперь я постиг, как создать

 самых лучших людей:

пусть вырастают на вольном ветру,

 спят и едят вместе с землёй…

Уолт Уитмен

В мире природы ребёнок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.  Много конкретных и доступных знаний приобретают они, наблюдая работу взрослых  и принимая в ней посильное участие.  Так в процессе  наблюдений, бесед, активного общения с природой ребёнку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это активно добытые и прочувственные знания о явлениях живой природы. Очень важно учить детей понимать красоту живой природы, уметь любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости животных.

Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Маленький ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает всё: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней они открывают для себя новый мир: они стараются всё потрогать руками, понять, рассмотреть, если возможно, даже попробовать на вкус.  Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребёнка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

В природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету.

Наша планета – Земля.

Наша планета – Земля.

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клёны, берёзы и ёлки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчёлки!

Экологическое воспитание строится  на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть овладение определенными знаниями и умениями, развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Экологическое воспитание возможно при определенных условиях:

  • формировании элементарных экологических представлений о природе (о животных, о растениях - как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы),
  • понимании важности охраны окружающей природы,
  •  воспитании гуманно-деятельного отношения к природе выраженного в бережном и заботливом отношении к живой сущности,
  • в  осознанном выполнении определенных норм поведения.

Привлекая детей к тесному общению с природой,  к познанию мира растений и животных, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств как доброта, терпения, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю!

Берегите!...

      М Дудин

Для ребёнка всё живое – прекрасно. О светлом ребячьем демократизме, не ведающем иерархии, писал Януш Корчак. «Близки ему собака и птица, ровня – бабочка и цветок, в камушке, в ракушке он видит братьев» .

И не мы ли, взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к живому, запрещая ребёнку брать в руки червячка, лягушку, охаивая свинью, ругая бродячую кошку, бездомную собаку? Дети  сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту  всему живому – к тому побуждает их детский демократизм. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.  Это и будет экологическое воспитание. « Любовь к животному, растительному миру – это эстетическое чувство, формирующее  взгляды, вкусы,- писал Ч Дарвин. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах. Вот на чем базируется экологическое воспитание. Любить – значит знать. Знать – значит наблюдать за всем живым (животными, растениями), ухаживать за ними, помогать им, читать о них»

«А воля, а простор, природа,

прекрасные окрестности городка,

 а эти душистые овраги и колыхающиеся поля,

а розовая весна и золотистая осень

 разве не были нашими воспитателями?

К. Ушинский

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостное переживание.. Впечатления от  родной природы, полученные в детстве запоминаются на всю жизнь. Необходимо дать возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на детей, вызывает их удивление, желание больше узнать.

Список литературы:

  1.   Коробкин В.И.: Экология. - Ростов н/Д: Феникс, 2008
  2.  Под ред. Н.С. Дежниковой: Школьный экологический словарь. - М.:    Просвещение, 2003
  3. Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова: "Мы". Программа экологического образования детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2003
  4. Хотунцев Ю.Л.: Экология и экологическая безопасность. - М.: Академия, 2004
  5. Ковинько Л.В.: Секреты природы - это так интересно!. - М.: Линка-Пресс, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»...

Доклад "Экологическое воспитание младших школьников"

Материал к методическому объединению...

Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.

·        Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.·...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»

    Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»   ...

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....