Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ehkologicheskoe_vospitanie.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛЬГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.

                                                                           2012


Доклад учителя средней школы п. Вольгинский

Томилиной Екатерины Михайловны

  Экологическое воспитание младших

                       школьников

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости,умение  и желание  активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.Поэтому я эту работу начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях прежде всего интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры,форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в тёплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-жёлтую листву кустарников, багрянец клёна. А поздней осенью особо        подчёркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в   образной форме свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например( Узнай дерево по листу) или (Что изменилось?), направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того что было. Таким образом знакомлю ребят и с живым  миром и с пернатым населением нашего края, учу детей отличать одних птиц от других,сравнивая их оперение и повадки. Знание отличительных особенностей, повадок, условия обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так, постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться , но и помогать им выжить, перенести трудное для них время--- зимние холодные дни. Поэтому мои ученики делают кормушки для птиц, подкармливают их. Помогают им в этом родители, старшие братья. Сейчас перед учителем встала важная, серьёзная задача: воспитывать гуманное отношение ко всем живому. Как помочь ребёнку побороть неприязнь, к некоторым животным? Заинтересовать! Например, обращаю внимание на особые черты этих животных: наблюдение за пауками помогает ответить детям на вопросы: почему паук называется крестовик? Зачем он плетёт сеть-паутину? Какую пользу приносят эти насекомые? В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваивают естественно в процессе её изучения. Начиная с 1 класса, стремлюсь воспитать своих учеников как друзей природы. У нас в классе есть цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Я знакомлю их с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания. Ребята моего класса принимают активное участие в охране окружающей среды. Так, во время экскурсии к реке они увидели сваленные остатки производства и решили обратиться к руководителям окрестных предприятий с просьбой не засорять берега реки. В результате свалка была закрыта.

          Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы. Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов, русских художников. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной берёзке. Дети пишут микросочинения по репродукциям картин.

         Во 2 и 3 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека  и природы, что человек – совершенное творение природы и он не может существовать вне её.

На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств.Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы.

        Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Например, на уроке по теме «Части растений» знакомлю не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части: цветка, плода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растения с оборванными цветками не даёт плодов и семян, значит, не оставляет потомства. Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой.

       Свои наблюдения дети заносят в тетради. Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации.Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Объясняю, что, собирая макулатуру, мы тоже сберегаем лес, 60 кг макулатуры сберегут одно дерево.

       Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Провожу утренники: «Охраняй природу – значит охранять Родину»,«Берегите планету», «Золотая осень», Здравствуй, зимушка-зима», «Весна идёт! Весне дорогу!», в которых использую пейзажную лирику, музыку, созвучные темам. Разбудить радостные чувства, восполнить картины природы помогают музыкальные произведения, такие, как «Времена года П. И. Чайковского, «Утро в лесу».

       Мой класс всегда учавствует в общественной выставке детского творчества»Природа и фантазия».На выставку готовим поделки из природного материала, составляем букеты.

       В результате проводимых работ мои ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе. Дети научились выращивать цветы из черенков, озеленили класс, вырастили и передали в группы детского сада.

      Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями.

      Таким образом, учитель начальной школы может внести большой вклад в дело воспитании отношения к природе.                                                                                                        

     

           

                                      

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»

    Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»   ...

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников"

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников" посредством проведения кружковой работы с детьми 1-4 классов....

Тестовые задания по теме: «Экологическое воспитание младших школьников»

Тестовые задания по теме:«Экологическое воспитание младших школьников» Экология это:а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;б) Наука, изучающая построение, функции и развитие ...

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...