Тестовые задания по теме: «Экологическое воспитание младших школьников»
олимпиадные задания (3 класс) на тему

Тестовые задания по теме:

«Экологическое воспитание младших школьников»

 

  1. Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

  1. Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла
  2. Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

  1. Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

  1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.
  • Растения способствуют разрушению почвы.
  • Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.
  • Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.
  • Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.
  • Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.
  • Осенью следует сжигать опавшие листья.
  • Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.
  • Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.
  • Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.
  • Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.
  1. Определи, что правильно, а что неправильно.
  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.
  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!
  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!
  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.
  • Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!

 

  1. Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.

 

  1. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

(9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)

14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак  -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. )

 

  1. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_2.docx422.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания по теме:

«Экологическое воспитание младших школьников»

  1. Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

  1. Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла
  2. Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

  1. Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

  1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.
  • Растения способствуют разрушению почвы.
  • Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.
  • Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.
  • Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.
  • Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.
  • Осенью следует сжигать опавшие листья.
  • Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.
  • Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.
  • Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.
  • Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.
  1. Определи, что правильно, а что неправильно.
  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.
  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!
  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!
  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.
  • Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!

  1. Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.

  1. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

(9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)

14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак  -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. )

  1. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)

Викторина по экологии с ответами для младших школьников

1. Может ли паук под водой жить? (Под водой живет паук-серебрянка. Этот паук натягивает между водорослями паутину, под нее натаскивает пузырьки воздуха и в этом подводном домике-пузыре живет.)

2. Почему облака на землю не падают? (Облака — это скопление водяной выли. Вода тяжелее воздуха. Heдаром дождевые тучи ниже других облаков плывут. Их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно идущий от земли.)

3. Как паук предсказывает погоду? (Пауки не переносят сырости. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит завтра будет хорошая погода.)

4. У каких деревьев ягоды черные? (Черемуха и черноплодная рябина.)

5. Назови, чьи плоды здесь изображены? (Рисунки плодов: дуба, клена, ясеня, шишечки ольхи, орешки липы и другие.)

6. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки? (Ветки ели растут наклонно вниз и легко пружинят. Поэтому при маленьком ветре от чрезмерной тяжести мокрого снега, случайного толчка снег соскальзывает с ветвей.)

7. На каком хвойном дереве ягоды растут? (Можжевельник)

8. Как по веткам ели погоду предсказать? (К ясной и сухой погоде ветка ели смотрит вверх, к дождю — вниз.)

9. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный, так как темные цвета на солнце быстрее нагреваются.)

10. Где лягушки зимуют? (Забираются в камни и ямы, закапываются в ил под водой.)

11. Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? (Ясную погоду, хорошую.)

12. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха, листья появляются после цветения.)

13. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца, и потомство погибнет)

14. Как лягушка носит летающих насекомых? (Язык лягушки прикреплен ко рту передним краем, а задним концом выбрасывается вперед. Язык липкий и широкий, поэтому летящие насекомые прилипают к нему.)

15. Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага снег тает быстрее.)

16. Какие растения называют часами? (Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеху.)

17. Где раньше тает снег: в лесу или в городе? (В городе, так как он грязный.)

18. Назови, кто летит? (Рисунки птиц: утка, ворона, сорока, гусь.)

19. В какую сторону тающий снег своими шипами указывает? (Острие направлено к югу.)

20. Хвоя каких деревьев изображена? (Рисунки веточек: ели, сосны, лиственницы.)

21. Какие растения и как предсказывают погоду? (Иван-чай, одуванчик, чертополох, вьюнок, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают)

22. Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? (Дерево может засохнуть, так как питательные соки от корней поднимаются по веткам только по коре.)

23. Как муравьи через канавы и ручьи перебираются? (Муравьи делают живой мост, сцепившись ножками и челюстями друг с другом, по которому переходят остальные муравьи.)

24. Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? (Зарница предсказывает грозу.)

25. В котором часу воробей летом просыпается? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время, в 5—6 часов утра.)

26. Если в конце дня после дождя появилась радуга, о чем это говорит? (Радуга — к хорошей погоде.)

27. Назови, кто здесь изображен? (Рисунки бабочки павлиний глаз, божьей коровки, шмеля, кузнечика, гусеницы, осы, паука, жужелицы.)

28. Чьи это шишки? (Рисунки шишек: ели, сосны, лиственницы.)

29. Чья это резьба по дереву (рисунок коры)? (Жука-короеда.)

Занимательные вопросы по экологии (для олимпиад)

1. Какая вода называется минеральной? (Грунтовые, подземные воды растворяют соли. Воды, содержащие растворы минеральных солей и газов, называются минеральными.)

2. Объясните, почему в морозные зимние дни у нас на оконных стеклах появляются узоры изо льда? (Пар, который мы выдыхаем, соприкасаясь с холодной поверхностью стекол, превращается в лед. Из мельчайших ледяных кристаллов и образуются узоры на стеклах.)

3. Почему ключевая вода всегда очень чистая? (Проходя через слои песка, вода фильтруется, то есть очищается от мути.)

4. Почему летом после дождя «легче дышится», воздух становится приятнее? (Летом дождь охлаждает воздух, очищает его от пыли.)

5. Почему во время ледохода лед плывет на поверхности воды, а не тонет? (Лед легче воды.)

6. В дождевой воде очень хорошо мылится мыло, стирается белье. Дождевую воду называют «мягкой». Почему? (Дождевая вода не содержит никаких солей.)

7. Почему вода у берегов течет медленнее, чем в середине (стремнина реки)? (Течение воды у берегов всегда медленнее, чем на середине, так как трение воды у берега уменьшает скорость ее движения.)

8. Воздух настолько легок, что многие думают, будто он не имеет веса. Так ли это? (Воздух можно взвесить на весах. Ученые определили, что 1 кубометр воздуха весит 1 кг 293 г.)

9. В безветренную погоду дым из труб поднимается всегда вверх. Почему так происходит? (Дым состоит из маленьких твердых частиц копоти, сажи. Эти частицы, увлекаемые струей теплого воздуха, поднимаются прямо вверх, так как теплый воздух легче холодного).

10. Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода все же не уходит через него в глубь земли? (Под слоем, песка обязательно находится водонепроницаемый слой глины.)

11.0 чем говорят непроходимые топи, болота, заболоченные низины? (Это признак наличия водонепроницаемого слоя глины.)

12. Как изготавливают цветной пластилин? (Для изготовления пластилина используют цветные глины.)

13. Какой вид известняка можно встретить во всех музеях мира, парках культуры, метро? (Мрамор)

14. Почему соль была дорогой? (Потребность в соли у людей была большая, а добывать ее не умели.)

15. Из чего образуется торф? (Из торфяных мхов и других растений.)

16. Почему глинистые почвы называют «холодными»? (Глина обладает плохой теплопроводностью. Корка, образующаяся на поверхности такой почвы, не пропускает тепла и плохо прогревается солнечными лучами.)

17. Почему песчаные почвы называют «теплыми»? (Они хорошо прогреваются солнечными лучами.)

18. Сколько костей в теле человека? (206)

19. Как быстро размножаются бактерии? (Быстрота размножения бактерий поразительна. Если они попадают в благоприятные условия, то одна только бактерия самоделением превращается через 15—20 минут в две.)

1. Зеленый друг.

1) Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

2) Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

3) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

4) Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.)

5) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

6) Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

7) Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом.)

8) Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

9) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

10) Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят.)

11) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

12) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

13) Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику.)

2. Лесная аптека.

1) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2) Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)

3) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)

4) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

5) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)

6) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

7) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

8) Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

9) Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки - в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

10) Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом или на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса на солнце.)

3. Остроглаз.

1) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье - лотком, сорочье - круглое с крышей.)

2) Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

3) Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых У земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

4) Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

5) У птенцов рот ярко-красный или оранжевый? Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

6) На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дя, тел весной пил березовый сок.)

7) Кто кукует у кукушки? (Самец.)

8) Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие, гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонница, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

9) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

10) Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

11) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха в апреле.)

12) Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.)

13) Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

14) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита деревьев от поломок.)

15) У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

16) Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.)

17) Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб.)

18) У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

19) Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)

4. Маленькие тайны природы.

1) Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки - пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

2) «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский). Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летающие нити - это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.)

3) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4) Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

6) Известно, то новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез - они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

7) Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка- «настовники», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - «колосовики» и «травники»; осенние - «листопадники».)

8) Как называют гнездо белки? (Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.)

9) Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет - глубокие ямки - барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земле, распрямляет примятые в норе волоски.)

10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов - муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)

11) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

12) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

13) Почему луговую герань называют журавельником? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

5. Охрана природы.

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

3) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

4) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5) Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры. (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)

6) Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

7) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

8) Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный кос- тер, окурок, молния.)

Ю) Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

11) Какая охота разрешается в лесу в любое время? (Фотоохота.)

6. Бюро погоды.

Какая будет погода?

Признаки ухудшения погоды:

- рыба не клюет - она сыта;

- пчелы сидят в улье и громко гудят;

- муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

- опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки;

- все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации;

- ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

- куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

- возле цветов желтой акации кружится много насекомых;

- крот нагребает высокие холмики;

- одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

Признаки хорошей погоды:

- рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

- ласточки и стрижи летают высоко;

- комары-толкуны толкутся столбом;

- поздно вечером сильно трещат кузнечики;

- божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;

- соловей поет всю ночь;

- птицы весело поют;

- раскрыты цветки кувшинки;

- голуби разворковались;

- паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/449/99449632_Scan10077.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/250/254697/4/hello_html_5032d370.jpg

http://images.myshared.ru/4/307092/slide_30.jpg

https://i.pinimg.com/736x/ad/e1/f1/ade1f12531228c4e7ff1721732a80bc7--ukrainian-language-russian-language.jpghttps://i.pinimg.com/736x/ad/e1/f1/ade1f12531228c4e7ff1721732a80bc7--ukrainian-language-russian-language.jpg

Продолжите:

«Уж небо осенью дышало….       ( уж реже солнышко блистало)

О каком времени года идет речь – «Первый снег пушистый…»    (зима)

Отгадайте загадку: « Один льет, другой пьет, третий растет»       (дождик, земля, трава)

Какой гриб можно найти в березовом лесу?   (подберезовик)

Какой цветок сравнивают с солнцем?      (подсолнух)

Какой гриб нельзя есть?       (ядовитый)

Вопросы для второго тура

На этом этапе викторину, даже если она проводится для дошкольников можно несколько усложнить.

В какую книгу заносят редких животных?    ( в красную)

Как называется земля покрытая песком?    (пустыня)

Какой дикий зверь считается царем зверей?   (лев)

Зачем люди строят кормушки?  (чтобы птицы и дикие животные зимой не умерли от голода)

Назовите основное правило безопасности после хорошо проведенного дня на природе?

(следует потушить костер и убрать за собой мусор)

Какое растение любят все кошки в мире?   (валерьяну)

Чем питаются воробьи?    (мошками, зернами)

Может ли страус перелететь через океан?     (нет, страусы не летают)

Вопросы для третьего тура

В третьем туре викторины для дошкольников с ответами, детям можно предложить нарисовать свое любимое растение или животное и рассказать о нем, все, что ему на данный момент известно. За каждый красивый рисунок и полный рассказ к общему количеству очков команды добавляется единица.

Вопросы для четвертого тура

Четвертый тур викторины можно посвятить разгадыванию кроссворда, ксерокс которого нужно изготовить заранее и раздать каждому из школьников для заполнения. Вот примерные вопросы для составления кроссворда:

По горизонтали:

Назовите птицу с самым большим клювом – 7 букв?   (пеликан)

Теряет рога на зиму -4 буквы?     (лось)

Колышется на ниве – 7 букв?    (пшеница)

Самая длинная река Южной Америки – 8 букв?    (Амазонка)

Какое море нельзя покрасить -7 букв   (красное)

По вертикали:

Самец совы – 5 букв?    (филин)

Искусственный маленький водоем – 4 буквы?   (пруд)

Сосновый лес -3 буквы?   (бор)

Люди, не имеющие разрешение на ловлю животных – 10 букв?   (браконьеры)

Дерево, сок которого можно пить -6 букв?   (береза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»

    Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»   ...

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников"

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников" посредством проведения кружковой работы с детьми 1-4 классов....

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....