Как научить младшего школьника учиться
статья (1 класс) на тему

Агапитова Ирина Николаевна

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_mladshego_shkolnika_uchitsya.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить младшего школьника учиться

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Приучайте детей к соблюдению режима дня, рациональному питанию, утренней гимнастике, прогулке. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Хорошо читающий ребенок быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

2. Контроль за выполнением домашних заданий должен быть систематическим и не ограничиваться вопросами:

- какие отметки?

- выполнил ли уроки?

Контроль должен быть постоянным, каждодневным, ненавязчивым и тактичным. Очень важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

Необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например выполняя упражнение по русскому языку:

  • повторить правила;
  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
  • прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
  • выполнить задание письменно;
  • проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.

Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работает хорошо тот, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью во время выполнения домашнего задания - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3. Приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не надо указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам. Необходимо научить детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.

Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят к все большей и большей самостоятельности. 

Хвалите своего школьника, даже за малейшие успехи! Очень важно, чтобы у него постепенно формировался положительный эмоциональный настрой к учебному процессу!

Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что вы любите его таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
—  Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Итак, если вы возьмете на вооружение эти советы успеваемость вашего ребенка в школе и ваши с ним взаимоотношения  значительно улучшатся! Успехов вам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как научить младшего школьника выразительно читать стихи

В работе говорится о том, что должен уметь младший школьник, чтобы читать выразительно стихи...

как научить младшего школьника выразительно читать стихи

В работе говорится о том, что должен уметь младший школьник, чтобы читать выразительно стихи...

Как научить младшего школьника учиться

Рекомендации для учителей начальной школы....

Как научить младшего школьника создавать научно-исследовательские работы

Помогите ребенку поставить цель – научиться проводить исследование как взрослые.Поговорите о важности и сложности работы.Предложите проиграть этапы проведения исследования...

Как научить младшего школьника учиться

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физическом плане. Чтобы сохранить у ребенка естественное стремление к знаниям...

Статья на тему "Научить младших школьников учиться"

В период перехода на новые ФГОС НОО и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. Современный урок – это компетентностно ...

Как научить младшего школьника учиться

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к...