Почерк. Почитаем каракули.
консультация по теме

Гилёва Галина Владимировна

Есть мнение, что почерк передаётся по наследству. А точнее наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать.

Так в чем же причина трудностей с письмом?

            Их может быть несколько. Я же постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся трудностях. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pocherk._pochitaem_karakuli.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Гилёва Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей» г. Абакана

Почерк. Почитаем каракули.

Причины

Правильная поза при письме

Каллиграфические ошибки

Почитаем каракули

Почитаем свой  почерк

        1. Причины

        Есть мнение, что почерк передаётся по наследству. А точнее наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать. 

Так в чем же причина трудностей с письмом?

        Их может быть несколько. Я же постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся трудностях. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

1) Как ни странно, излишнее рвение родителей, старающихся научить ребенка писать как можно раньше — четыре - пять - шесть лет, тем самым надеются облегчить ему первый школьный год. И не знают того, что безнадежно портят почерк своему ребенку.

«Раньше» — не значит «лучше»
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счёт того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк, как навык, невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с дошкольником... Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется, как навык.

А переучить очень сложно, чаще невозможно. В этом случае главное в письме — хорошо развитая мелкая моторика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо управлялся с ручкой, нужно было, прежде всего, развивать координацию движения рук.

2) Многие считают, что отвратительный почерк — всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени ребенка.

3)        Оказывается, ребенок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Специалисты подсчитали: сегодня такая незрелость в той или иной степени наблюдается у 70% детей. Получается, самый главный орган, отвечающий за письмо — не рука, а… голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не просто взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в некую систему знаков.

Вы знаете о том, что каждое полушарие мозга занимается собственным «видом работы».
        Упрощенно говоря,
левое полушарие — абстрактно-логическое (именно оно отвечает за обучение чтению и письму), правое — образное.

Левое — логика, правое — интуиция. Левое полушарие  командует правой половиной тела, и наоборот. При этом левое полушарие обычно доминирует, потому-то у большинства людей ведущая рука — правая. И некоторые особенности межполушарных взаимодействий могут сказываться на обучении письму.

        Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные) и так называемые амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками.

        Однако трудности, встречающиеся у левшей и амбидекстров, как правило, легко преодолимы. Есть гораздо более серьезная проблема. Называется она «дисграфия» и, случается, сопровождается дислексией — сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии — нарушения нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга.

        Почерк дисграфика — не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы — это еще полбеды. Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы — перепутаны или пропущены, расстояния между словами неравномерные, чудовищное количество ошибок, помарок и исправлений.

        Поэтому главное - не закрывать глаза на проблему и не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этом возрасте изъяны довольно легко поправимы.

- Иногда бывает достаточно создать благоприятные условия, чтобы мозг компенсировался самостоятельно. Прежде всего, чаще вывозите ребенка за город - не только на каникулы, но и на выходные. На природе мозг насыщается кислородом, яркие впечатления снимают негативные реакции. А это так важно!
- Во-вторых, поощряйте сына или дочь лишний раз поиграть со сверстниками, а не сидеть за компьютером; особенно полезны игры, правила которых выдумывают и дополняют сами дети.
- В-третьих, пусть занимается физкультурой.

- Замечательно, если ребёнок  играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это развивает моторику рук, а благодаря задействованию в игре всех пальцев активизируются оба полушария мозга.
- Если ребенок пропускает буквы, проводите "волшебные диктанты", в которых слова пишутся не буквами, а черточками: каждая буква - черточка.

- Недописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами (например, "здоровый" - "------ый"). Если ребенок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите ему поиграть: придумывать слова на предпоследнюю букву (вы говорите "слон", ребенок - слово, начинающееся на "о").

- В случае, если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Очень эффективна известная пляжная забава: вы пишете буквы на спине или ладони ребенка, а он угадывает. Это снимает мышечные зажимы.

- Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах (например, "корова" - корова с глазами в виде букв "о", "интеллигент" - рожица, у которой в каждом глазу по одной букве "л").

- Не заставляйте школяра сидеть над одним упражнением больше 20 минут: результат только ухудшится. Пусть отвлечется на что-нибудь, чтобы дать напряженному отделу мозга отдохнуть, а потом продолжает.

- Чтобы ребенок не утомлялся, поставьте в его комнату аромат-лампу с эфирными маслами бергамота или можжевельника. Или просто заварите в чашке лавровый лист и поставьте на письменный стол.

4)  Почерк ухудшается, если ребенок куда-то спешит. Не делайте уроки на ходу, лучше сделать их попозже, но в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, пусть работает в замедленном темпе.

5) Если ваш ребенок не умеет хорошо застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, он никогда не научится красиво писать. Покупайте конструкторы с мелкими деталями – пусть собирает. Правда, дети с плохим почерком не любят ковыряться в мелких деталях, и поэтому придется вам самим немного напрячься.

6)  На почерк возбудимых, неусидчивых детей очень влияет их эмоциональное состояние и самочувствие. Сытый ребенок пишет лучше, чем голодный.

7)     Ну, а кричать на ребенка, когда он пишет, нельзя вообще, а то у ребенка может  начаться “писчий спазм” – зажим руки, при котором письмо станет вообще невозможным.

        2. Правильная поза при письме

        Важно уделять большое внимание гигиеничным правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья детей.

  • за партой сидя, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
  • пишут буквально «носом»,
  • левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
  • локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижат к корпусу,
  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
  • вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

Отсюда: искривление позвоночника,  сутулость, нарушения зрения – близорукость.

        3. Каллиграфические ошибки

К каллиграфическим ошибкам относятся

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
  • Не выдерживается нужная высота букв,
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма,
  • Не соблюдается связность букв при письме,
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

        Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Почерк - отражение состояния моторики и мышц,  отражение общего состояния человека - физического и душевного.

        Пока не изменится что-либо в этом состоянии (психологическом, нервной системы, либо физическом), почерк будет продолжать оставаться плохим, что бы учителя или родители ни делали.

            4.  Почитаем каракули

        Можно узнать некоторые секреты внутреннего состояния ребёнка по его почерку.

Итак…

  1. Если ребёнок пишет широко, размашисто, это говорит о том, что ему «легко дышится», на него ничего не давит. Он открыт, жизнерадостен и свободен. Вообще увеличение шрифта, букв и расстояния между словами, показывает, что ребёнок не закомплексован и готов к восприятию различных предметов.
  2. Широко растянутые буквы говорят о богатом мышлении. Дети с таким почерком, как правило, естественны, просты и открыты.
  3. Сжатый же почерк (когда буквы теснят одна другую, узкие) говорит о том, что ребёнок «спрятался в свою скорлупу». Он подсознательно стремиться защититься от окружающих, замыкаясь в себе.  Также сжатые буквы часто сигнализируют о том, что к маленькому человеку предъявляются слишком большие требования, не соответствующие его возрасту. Если буквы к тому же ещё и маленькие, это указывает на природную робость. Такие дети, нередко прекрасно зная урок, не решаются открыть рот, а предпочитают отмалчиваться.

Однако сжатый почерк говорит о способности к концентрации внимания.

  1. Если последняя буква в слове написана крупнее, чем само слово,- это хороший признак. Он говорит нам о том, что ребёнок перестаёт бояться учиться, спадает напряжение. Означает, что ребёнку не терпится стать взрослым.
  2. Если последние буквы прописаны непонятно, означает, что ребёнок чувствует себя непонятым. Всё это происходит из-за каких-то, внешних причин, которые нужно определить и устранить.
  3. Если часть строчной буквы, которая прописывается ниже нижней линии рабочей строки (например, петля у буквы У), слабо выражена или практически отсутствует, это явное отражение жизненной слабости. Нервная система нуждается в подкреплении.

Наклоны букв

  1. Наклоненный почерк влево говорит об упрямстве, своенравности, недоверчивости, скрытности.
  2. Если меняется наклон, то это свидетельствует о капризности, нетвёрдости взглядов, неуверенности.

Сугубо детское развитие заканчивается  к концу десятого года жизни. Дальше начинается переходный период. Во время него почерк может сильно измениться.

       5. Для родителей (почитаем свой почерк)

        Если строчки слишком плотные, буквально «слипаются друг с другом», полей и вообще промежутков нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости и даже скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных «широких» натур с не очень высокой организованностью.

        Если строчки «ползут» вверх, то можно считать, что запасы нейропсихической энергии большие, а сам пишущий обладает высокой, даже завышенной самооценкой. Если же строчки сползают по краям вниз, то это свидетельствует об утомляемости нервной системы, недостаточности ее и о тенденции к заниженной самооценке.

        Пробелы в конце строк, оставленные как бы из боязни перенести слово, могут быть показателями каких-то фобий, тревог.

        Если почерк вообще неразборчив или мало разборчив, буквы написаны нечетко, слова недописаны, то причиной этого может быть эмоциональная неустойчивость, слабость эмоционально-волевой регуляции. И, наоборот, четкий красивый разборчивый почерк с четко расставленными знаками препинания и точками в буквах «е», «й» свидетельствует об исполнительности, аккуратности, пунктуальности, склонности к художественному творчеству.

        Нелепое безвкусное исполнение некоторых букв, их вычурность, например, завитушки в заглавной букве «П», можно истолковывать как стремление произвести впечатление, самоутвердиться. Возможно, что у обладателя этих «завитушек» довольно много незрелых нелепых мыслей и поступков.

        Сильный нажим свидетельствует об энергетических и организаторских склонностях пишущего. Наклон букв, который можно измерить с помощью обыкновенного транспортира, у правшей должен быть в правую сторону, в соответствии с обучением по прописям. При этом очень низкий наклон — 30-40°, буквы как бы лежат на строчке — свидетельствует о вспыльчивости и возбудимости человека, его излишней прямоте и торопливости в поступках. Оптимальный наклон — 40-50°, свидетельствующий о гармоническом развитии натуры и широком круге интересов. Наклон 5-60° и более свидетельствует о сдержанности, самообладании, свернутом в профессиональном плане круге интересов или узком диапазоне увлечений. Вертикальные или наклоненные влево буквы говорят об упрямстве, скрытности, иногда неискренности пишущего.

        Мягкость, округлость при письме, плавный переход в написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, следующую в своей деятельности по линии наименьшего сопротивления, склонную к компромиссам. Большое число углообразований — это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, даже агрессивности.

        Выявлены половые, возрастные и профессиональные особенности почерка. Например, мужской почерк, в отличие от женского, характеризуется более низкими и широкими буквами, не очень постоянными по размеру и не очень связанными между собой, так называемый «рваный» мужской почерк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система классного соуправления. "Клуб семейного чтения "Почитай-ка"

"Клуб семейного чтения" является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме "школа-семья"....

Система классного соуправления. "Клуб семейного чтения "Почитай-ка"

"Клуб семейного чтения" является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме "школа-семья"....

Почитай отца твоего.

Презентация к уроку православной культуры....

Конспект урока и презентация "Почитай родителей"

Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближ...

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...