Игровые упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма
консультация (1 класс) на тему

Пиманова Анна Анатольевна

Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей старшего дошкольноговозраста до учащихся начальных классов. Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_ustraneniya_disgrafii.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма

Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей старшего дошкольного возраста до учащихся начальных классов. Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, воспитателям и родителям.

Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме.

I. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

1. Журналисты

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

2. Какое число я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

3. Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.

4. Кто самый внимательный?

Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

5. Тишина

Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит - проиграл.

6. Закончи рассказ

Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.

7. Мы — тоже

Дети шагают на месте, пока взрослый читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».

Поход в лес

Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

8. Посмотри, что получилось

Ведущий предлагает диктуемые отдельные слова записывать в тетрадь, а предложения на листочках. После того, как задание будет записано, ответить на вопросы.

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.

Вопросы:

Что вы записали на листочках? (Предложения).

Что получилось? (Рассказ)

А что записали в тетрадях? (Слова)

Можно ли это назвать предложением? (Нет)

Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь — это второй месяц осени.)

9. Или «Нет», или «Да», а не знаешь — беда

Ведущий задает вопросы (на любую тему). Ребенок, если правильно — говорит «да», если неправильно — «нет». Если ответ неверен — «попадешь в беду» и получает штрафной флажок. По окончании игры нужно спасать проигравшего, задав ему посильное задание. Например: придумай предложение из 3-4—5 слов, подбери 2, 3, 4 слова со звуком с, ж, л, р и т. д.

Звуки — это то, что мы слышим? (Да)

Буквы мы слышим и произносим? (Нет)

Стрекоза — это маленькая птица? (Нет)

Зимние дни короче, а дни длиннее? (Да)

10. Конвейер

Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3—5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.

11. Стрелочники

Стрелочники (дети) слушают рассказ и «пропускают поезд» — поднимают карточку (говорят количество) с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Кто ошибется — выбывает из игры. Можно так же определять количество звуков в слове.

12. Обозначь цифрой

Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находиться слово солнце, цифру записать в тетрадь. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у кого получилось число 20 — выиграл.

Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Зимнее солнце освещало сосны. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце.

Ответ: 2 + 1 + 7 + 2 + 8 = 20

13. Точка, найди свое место

Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

II. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

1. Только гласные

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

2. Один, два, три, четыре…

а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.

б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии, со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.

3. Шифровальщики

а) Выделить устно из слов первый слог

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично и т.д.

б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).

г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)

4. Внимание и счет

Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.)

III. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1. Угадайка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

2. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

3. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)

4. Внимание, на старт!

Взрослый показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

5. Кто дальше

На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ученика — они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).

6. Кто быстрей

В течение двух минут:

а) составить как можно больше слов на определенный звук;

б) составить предложение с большим количеством слов;

в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

5. Звук и буква

а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п.

б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.

в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.

г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.

д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.

6. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

7. Слово-загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

8. Цепочка слов

На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)

9. Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.

10. Различные ребусы, кроссворды.

IV. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБРАЗА БУКВ

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.

2. Чего не стало?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

3. Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

4. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

5. Штриховка

Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.

6. Художники

Разукрасить рисунки, обвести по контуру.

7.  Орнамент

Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).

8. Скульпторы

Лепка из пластилина, глины.

9. Мозаика

Выложить из мозаики заданную фигуру.

10. Кто быстрей

Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

11. Конкурс внимательных и находчивых

а) Устное описание характерных отличительных признаков двухбукв («Р» и «П», «X» и «Ж»).

б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.

в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).

г) Найти недостающий элемент буквы.

д) Угадывание букв в разных положениях.

е) Чтение по горизонтали и вертикали.

ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)

з) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)

и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.

к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.

л) Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).

Используемая литература:

Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей - М : 5 за знания, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений по устранению нарушения письменной речи.

В данной работе учителя начальных классов могут использовать в своей работе упражнения, которые способствуют исправлению нарушения письма. Данные упражнения могут способствовать профилактике нарушений...

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения

Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма...

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма.

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эт...

«Практическое использование игровых упражнений, способствующих формированию БУД на уроках математики в начальных классах коррекционной школы».

Урок-сказка.Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС у/о. На уроке используются компьютерные технологии, позволяющие эффективно закрепить знания учащихся по теме....