Родителям первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Черных Людмила Викторовна

Советы родителям первоклассников для успешной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_budushchikh_pervoklassnikov.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Для будущих первоклассников

Советы родителям


            9 подсказок для родителей первоклассника.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

  

Школьный портфель

 Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Мы предлагаем вам перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах, а также на уроках декоративного и прикладного искусства в течение всего учебного года:

- обернутые учебники и тетради (в соответствии с расписанием);

- пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, два простых карандаша, цветные карандаши (5 цветов), резинка для стирания;

- деревянная линейка длиной 25-30 см

Перечень необходимых предметов для уроков декоративного и прикладного искусства

для рисования: для работы с бумагой и картоном:

• акварель (гуашь);

• цветная бумага;

• кисти (Г 3, 5-7) - «белка», «пони»;

• цветной картон;

• палитра (небольшой лист);

• ножницы;

• баночка для воды;

• клей ПВА;

• тряпка;

• клеящий карандаш;

• клеенка;

• линейка;

• альбомные листы (формат А-4);

• простой карандаш;

• большие листы (формат А-2)

• резинка для стирания

Советы школьных специалистов

Советы педагога

Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: Какую отметку ты получил?, спросите: Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?,В какие игры вы играли?., Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе? и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному.для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

Уважаемые родители!

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Ты сегодня много сделал.

4. Уже лучше.

5. Еще лучше, чем я мог подумать.

6. Я тобой горжусь.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.

Что делать, если...

• ребенок левша

- «Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга».

- «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование

режиму может быть непомерно трудным».

- «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».

- «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны

наказывая его».

- «Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность,

непохожесть на других - это его достоинство»;

( Материалы книги ЕремеевойВд., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - СПБ.: Тускарора. 1998.)

 Ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-З человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контаю-, постарайтесь познакомиться с их семьями;

• ребенок плохо выполняет письменные работы

Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк;

• ребенок получил оценку «2», «3»

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка;

• ребенок не любит учиться

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

• ребенок заболел или пропустил занятия

а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

- На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и тд.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

- Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

• умение собрать свой портфель (ранец);

• поздороваться с учителями и детьми;

• задать вопрос учителю или однокласснику;

• ответить на вопрос;

• слушать объяснения и задания учителя;

• выполнять задание;

• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

• разделять работу на части;

• адекватно реагировать на замечания;

• объяснить то, с чем не согласен;

• учитывать мнение других;

• гордиться своей работой и не скрывать этого;

• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения

свободного времени;

• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

       Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у

него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

      Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

- в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

- советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

- признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

- извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

- почаще ставьте себя на его место;

- всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

- пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная

прихоть;

- не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

- сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Пять вопросов в конце недели.

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

- доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и тд.)?Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?

- Какой из дней запомнился более всего? Почему?

- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Беседа по классной фотографии.

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

Как я закончу четверть (год)?

За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с ((прогнозом)), у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

Плюсы и минусь, школьного дня.

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

Рекомендации медицинского работника

 

Если ребенок пропустил занятия в школе в течение трех и более дней, он может быть допущен к занятиям только при наличии справки от участкового педиатра о том, что он «здоров и может посещать школу с... (указывается дата)».

Если ребенок перенес заболевание, то в справке должен быть указан диагноз, даты начала и окончания заболевания, рекомендации по занятиям физкультурой и проведению профилактических прививок (указывается срок освобождения). Справки с личной печатью врача, но без штампа лечебного учреждения считаются недействительными! Все справки сдаются в медицинский кабинет школы.

Если у ребенка недомогание и вы считаете, что сегодня ему лучше воздержаться от занятий физкультурой, напишите врачу или медсестре школы записку с указанием жалоб, симптомов и просьбой осмотреть ребенка. Как правило, таким детям предоставляется освобождение от физкультуры на один день. Если через неделю ситуация повторится, то обратитесь к участковому педиатру детской поликлиники.

Противопоказанием к проведению прививок является острое заболевание или обострение хронической болезни. Кроме профилактических прививок, всем детям ежегодно проводится реакция Манту. Это не прививка! Ее цель- не создание иммунитета (невосприимчивости к инфекциям), а выявление инфицированных микробактериями туберкулеза. В том случае, если отмечается нарастание пробы Манту (по сравнению с предыдущим годом) или вираж (переход из отрицательной пробы в положительную), ребенок направляется в противотуберкулезный диспансер для углубленного обследования.

Если вы категорически против проведения прививок вашему ребенку, то вам придется писать отказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...