Сколько времени школьники могут работать с планшетом или ридером?
статья (1 класс) на тему

Филатова Светлана Николаевна

Влияние гаджетов на здоровье школьников изучали в столичном институте гигиены и медицинской экологии. Выбирая устройства, эксперты советуют учитывать их особенности. Для предотвращения развития патологий эксперты советуют соблюдать гигиенические рекомендации по организации режима труда и рабочего места ребенка за компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сколько времени школьники могут работать с планшетом или ридером?

Влияние гаджетов на здоровье школьников изучали в столичном институте гигиены и медицинской экологии им А.Н. Марзеева. Как рассказали  заведующая лабораторией гигиенического обеспечения условий жизнедеятельности детей, к. мед.н. Алина Платонова и старший научный сотрудник лаборатории, к. мед. н. Светлана Джуринская, от неправильного использования техники страдают глаза, нервная система и опорно-двигательный аппарат ребенка.
«Среди различных типов электронной техники в эксперименте непосредственно исследовались: 
нетбук с TFT экраном, размерами 9 дюймов, со встроенной клавиатурой; планшет с сенсорным экраном диагональю 10,1 дюймов без клавиатуры  и электронный ридер, который является устройством для чтения, поэтому клавиатура отсутствует, с экраном 9,7 дюймов, где информация предоставлялась с помощью «электронных чернил».
Само же исследование проводилось в 2011-2012 годах, двумя лабораториями: гигиенического обеспечения условий жизнедеятельности детей и лаборатории электромагнитного излучения.

Нетбук или планшет?

Выбирая устройства, эксперты советуют учитывать их особенности. Ведь, как показало исследование, наибольшее напряжение для глаз возникает при работе с 
нетбуком (78,6% юношей и 100,0% девушек). На втором месте – планшет, здесь цифры составляют 81,8% у юношей и 82,4% у девушек. Третьем  месте - ридер, соответсвенно 84,8% и 56,3%.

Тогда как быстрее устают ученики, работая с планшетом.
«Нервная система школьников, особенно младшего возраста, характеризуется преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, что обуславливает ее быстрое переутомление при воздействии неблагоприятных факторов среды пребывания, в частности визуального нагрузки. Кроме того, дети очень эмоциональны, что обусловливает их отношение к выполнению любой деятельности. По результатам анкетирования школьников было установлено, что 90% школьников увлечены работой с 
компьютером. Однако, степень визуальной и эмоционально-умственной нагрузок,  действующих на организм ребенка в процессе работы с компьютером является очень существенным. Это обусловливает развитие умственной усталости и снижение уровня работоспособности у 45,4% юношей и 47,1% девушек при работе с планшетом, 35,7% юношей и 20% девушек, работавших с нетбуком, и у 27,3% юношей и 37,5% девушек при работе с е-ридером».

И если в первых двух тестах 
нетбуки проигрывали, то для опорно-двигательного аппарата они несут менший вред чем планшет и е-ридер. А все из-за того, что два последних гаджета, как ошибочно считают многие, можно читать и лежа, и в транспорте.

«При использовании любого гаджета страдает орган зрения и опорно-двигательный аппарат (риск развития близорукости и сколиоза). Именно поэтому, чтение лежа, чтение в наземном и подземном транспорте категорически противопоказано детям до 17 
лет, так как вибрация транспорта снижает качество восприятия глазом текстов на 1/3. Взрослые осознанно принимают решение, в каких условиях использовать гаджет, однако детям необходимо объяснить, что читать в транспорте вредно для здоровья», - рассказали Алина Платонова и Светлана Джуринская.

Но даже и работая в классе, ученики не всегда придерживаются норм.

«Гигиеническая оценка рабочей позы ребенка при работе с современными типами электронной техники показала, что положение тела детей не соответствовало гигиеническим требованиям в 96% случаев при работе с 
нетбуком и 100% случаев при работе с планшетом и е-ридером. А ведь в условиях длительного действия у ребенка могут формироваться такие патологические состояния, как сколиоз, кифоз, тендовагиниты мышц кистей рук, нарушение кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза».

Е-ридер заменит книгу


Однако сравнивая е-ридеры и книги, эксперты все же более склонны отдать им предпочтение, перед 
нетбуками и планшетами. Особенно если речь идет, о гаджетах с черно-белым экраном и форматом, приближенным к книжному листу.

«Е-ридеры (читалки) занимают особое место среди гаджетов, так как текстовую информацию пользователь видит в отраженном свете, то есть как при чтении обычной книги. Другие типы гаджетов воспроизводят текстовую информацию на экране при помощи светящейся точки, что позволяет пользователю читать в условиях темноты или дефицита внешнего освещения.

Однако при чтении текстов с е-ридера при условии нормального освещения (не менее 200 люкс) и скорректированного зрения (наличие очков, контактных линз), глаз ребенка устает не больше, чем при чтении обычной книги», - объяснили Алина Платонова и Светлана Джуринская.

Полезные советы:

Для предотвращения развития патологий эксперты советуют соблюдать гигиенические рекомендации по организации режима труда и рабочего места ребенка за 
компьютером:


1. Непрерывная работа с экраном 
компьютера в течение учебного дня должна длиться не более:
- Для обучения 6-летних детей основам работы с 
компьютером, непрерывные занятия в индивидуальном ритме должны быть не более 10 минут.


- Для учащихся 2-5 классов - 15 минут;

- Для учащихся 6-7 классов - до 20 минут;


- Для учащихся 8 - 9 классов - 20-25 минут;


- Для учащихся 10-11 классов (1 урок, занятий) до 30 минут, 2 урока – не более 20 минут;

2. Требования к оборудованию и организации рабочего места.

При размещении 
компьютера и организации рабочего места ученика, оборудованного монитором, следует обеспечить соответствие конструкции элементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиям:

- Экран монитора в зависимости от высоты символов рекомендуется размещать на расстоянии 40-80 см от глаз пользователя.

- Клавиатура должна быть удобной для выполнения работы двумя руками, конструктивно отделена от монитора для обеспечения возможности ее оптимального расположения и принятия рациональной рабочей позы и находиться на расстоянии 10-30 см от края 
стола.


- Конструкция рабочего 
стола должна обеспечивать возможность оптимального расположения на рабочей поверхности оборудования, при этом учитывать его количество и конструктивные особенности (размер монитора, клавиатуры, пюпитра и др.) и характера выполняемой работы. Столы, рассчитанные на одного ученика, для работы с компьютером должны иметь ширину не менее 70 см, глубину – 60-80 см.

- Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной позы при выполнении основных операций, создавать условия для изменения позы с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевого пояса и спины и предупреждения усталости.

- Помещения с 
компьютером необходимо обеспечивать природным и искусственным освещением. Недопустимо попадание прямого солнечного света на экран монитора. Уровни искусственного освещения должны составлять 200-500 лк, где не менее 200 лк – на рабочей поверхности экрана, не менее 400 лк – на клавиатуре, не менее 500 лк – на рабочем столе.
В институте так же отметили, что эти же гигиенические рекомендации необходимо выполнять и дома.
Как ранее сообщал IT Expert, в Институте гигиены и медицинской экологии им А.Н. Марзеева  НАМНУ продолжаются исследования потенциальной опасности Wi-Fi для здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Урок в 3 классе тема: Сколько времени?

Урок по УМК Английский с удовольствием  3 класс, используются компьютерные обучающие программы к УМК...

Конспект урока по математике на тему "Сколько времени? Солнечные и песочные часы" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы....

Конспект урока математики Сколько времени? Солнечные и песочные часы. 2 класс

Цели деятельностиучителя: формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы. знаний о решение задачи в два действия; развитие  умения анализировать и обобщать...

Чем школьнику могут помочь родители?

Чем школьнику могут помочь родители?...