Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_raboty_s_informaciej.ppt | 2.24 МБ |
formirovanie_navykov_raboty_s_informaciej.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы с информацией I . Получение, поиск и фиксация информации II . Понимание и преобразование информации III . Применение и представление информации IV . Оценка достоверности получаемой информации
Разные форматы информации
Определение возможных источников информации. Справочно-информационный центр.
Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из оцинкованного железа для стирки белья и других домашних надобностей (С. И. Ожегов «Словарь русского языка») Корыто – неглубокая небольшая ванна из дерева или железа для стирки (2 класс «Федорино горе»)
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
Формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией сейчас, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, уделяется огромное внимание.
Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 1)
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации (слайд2) На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).
Еще одной особенностью нашей гимназии, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованного справочно–информационного центра (слайд 3)
Формировать навык работы с информацией у младших школьников начинаем с первого класса, уже в период обучения грамоте.
Буквально с первых уроков, на с.11 «Русской азбуки»(слайд 4), работая над содержанием сказки «Колобок», ребята сталкиваются с непонятным им словом «сусеки». По мере работы над картинками, текстами русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
Используя разнообразные методы, наши учителя подводят ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.
Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.(слайд5) Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля. (слайд 5 продолжение)
Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.
Процесс введения словаря в работу прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь.(слайд 6) Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми.(слайд7 2 раза) В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах, устно, по электронной почте.
По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа. (слайд 8)
Так на страницах 46, 74 «Русской азбуки»(слайд 9) ребята сталкиваются с фразеологизмами «совать свой нос», «ловить ворон». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.
Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.
На с.78 (слайд 10 ) впервые вводится понятие «антонимы» (старый — новый, высокий — низкий, толстый — тонкий). Хотя знакомство со словами-синонимами на страницах «Русской азбуки» не предусматривается, наши учителя вводят это понятие параллельно с понятием «антонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.
Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.
На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро (слайд11), которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию. Например, во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».
Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов. Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.
В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и
делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.
На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря.
Например, ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.
Работая над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический словарь».
Например, при знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.
Говоря о введении словарей в нашей гимназии, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях,(слайд12) которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.
Уже семь лет в нашей гимназии проводятся весенние гимназические конференции, (слайд 13) которые показывают результаты сформированности информационной культуры младших школьников. На конференциях учащиеся начальных классов защищают свои проекты, показывая свою работу с различными источниками информацией. (слайды 14, 15 , 16, 17, 18)
Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.Беспалова Елена Владимировна,Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37, г.Екатеринбург Перемены в с...
Доклад на МО "Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности"
В докладе раскрывается проблема формирования у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля, рассказывается о формах самоконтроля, этапах формирования самоконтроля и взаимоконтроля, приемах...
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В статье рассказывается с чего надо начинать и как продолжать формировать навык работы с информацией....
Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От результативности этого сложного и кропотливого процесса зависит фундамент в...
«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».
В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту ...
"Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"
Семинар на тему: "Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"...