Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
методическая разработка по теме

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего начать и как это делать - этому и посвящено выступление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

Слайд 2

Направления работы с информацией I . Получение, поиск и фиксация информации II . Понимание и преобразование информации III . Применение и представление информации IV . Оценка достоверности получаемой информации

Слайд 3

Разные форматы информации

Слайд 4

Определение возможных источников информации. Справочно-информационный центр.

Слайд 8

Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из оцинкованного железа для стирки белья и других домашних надобностей (С. И. Ожегов «Словарь русского языка») Корыто – неглубокая небольшая ванна из дерева или железа для стирки (2 класс «Федорино горе»)



Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

Формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией сейчас, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, уделяется огромное внимание.

Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 1)

I. Получение, поиск и фиксация информации

 II. Понимание и преобразование информации

III.  Применение и представление  информации

 IV. Оценка  достоверности получаемой информации

Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации (слайд2) На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).

Еще одной особенностью нашей гимназии, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованного справочно–информационного центра (слайд 3)

Формировать  навык работы с информацией  у младших школьников начинаем с первого класса, уже в период обучения грамоте.

Буквально с первых уроков, на с.11 «Русской азбуки»(слайд 4), работая над содержанием сказки «Колобок», ребята сталкиваются с непонятным им словом «сусеки». По мере работы над картинками, текстами русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.

Используя разнообразные методы, наши учителя подводят ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.

Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.(слайд5)      Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля. (слайд 5 продолжение)

Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.

Процесс введения словаря в работу  прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь.(слайд 6) Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми.(слайд7 2 раза) В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах, устно, по электронной почте.

По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа. (слайд 8)

Так на страницах 46, 74 «Русской азбуки»(слайд 9) ребята сталкиваются с фразеологизмами «совать свой нос», «ловить ворон». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.  

Первое знакомство с фразеологическим  словарём выглядит так: я показываю  два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.

На с.78 (слайд 10 ) впервые вводится понятие «антонимы» (старый — новый, высокий — низкий, толстый — тонкий). Хотя знакомство со словами-синонимами на страницах «Русской азбуки» не предусматривается, наши учителя вводят это понятие параллельно с понятием «антонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.

Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.

Работа со словарями продолжается  на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому  использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.

На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро (слайд11), которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию.  Например, во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».

 Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов.  Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.

В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и

делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.

На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря.

 Например, ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.

Работая  над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями  «этимология слова» и «этимологический словарь».

 Например, при знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря  узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.

Говоря о введении словарей в нашей гимназии, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях,(слайд12) которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.

     Уже семь лет в нашей гимназии  проводятся весенние гимназические конференции, (слайд 13) которые показывают результаты сформированности информационной культуры младших школьников. На конференциях  учащиеся начальных классов защищают свои проекты, показывая  свою работу с различными источниками информацией. (слайды 14, 15 , 16, 17, 18)

Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий.

        ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умений младших школьников по работе с информацией.

Формирование умений младших школьников по работе с информацией.Беспалова Елена Владимировна,Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37, г.Екатеринбург      Перемены в с...

Доклад на МО "Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности"

В докладе раскрывается проблема формирования у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля, рассказывается о формах самоконтроля, этапах формирования самоконтроля и взаимоконтроля, приемах...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В статье рассказывается с чего надо начинать и как продолжать формировать навык работы с информацией....

Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От  результативности этого сложного и кропотливого процесса  зависит фундамент в...

«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».

В процессе обучения  в начальной школе  формируется языковая личность младшего школьника.  Учитель начальных классов  раскрывает младшим школьникам богатство и красоту   ...

"Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"

Семинар на тему: "Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"...