"Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Семинар на тему: "Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_navykov_raboty_s_informaciej.ppt2.63 МБ
Файл seminar.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией Учитель начальных классов – И. А. Дресвянникова

Слайд 2

Кто хочет научиться летать, Тот должен сперва научиться стоять, И ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: Нельзя сразу научиться полету! Фридрих Ницше

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Слайд 4

Понятия – информационная грамотность и работа с информацией

Слайд 5

Главное в школе – создание таких условий, в которых естественные возрастные потребности ребенка будут удовлетворены

Слайд 6

В современной школе прошёл пересмотр взгляда на предметные знания и умения

Слайд 7

Две проблемы в образовании: возросло количество творчески мыслящих учеников количество неуспевающих учащихся не уменьшается «Пустая голова не рассуждает» П. Блонский

Слайд 8

не все дети способны учиться исключительно самостоятельно; не все дети могут учиться на высоком уровне теоретического обобщения; не нужно разрушать классно-урочную систему.

Слайд 9

Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у учащихся общеучебных умений

Слайд 10

“ Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать” Г. С. Альтшуллер

Слайд 11

Классификация общеучебных умений по Д.В. Татьянченко учебно-управленческие умения учебно-информационные умения - учебно-логические умения

Слайд 12

Учебно-информационные умения: получение информации; её преобразование; в случае необходимости, внесение в деятельность определённых коррективов; - вновь получение информации о процессе и результатах деятельности.

Слайд 13

Ведущие источники информации - реальные объекты - тексты (устные и письменные)

Слайд 14

Учитель должен сформировать - умения работать с письменными текстами; - умения работать с устными текстами; - умения работать с реальными объектами как источниками информации.



Предварительный просмотр:

Доброе утро уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию свое выступление по теме: Формирование навыков работы с информацией.

1 сл

2 сл

Кто хочет научиться летать,
Тот должен сперва научиться стоять,
И ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: 
Нельзя зразу научиться полету! 
Фридрих Ницше

3 сл. Актуальность темы

- Вопрос о формировании навыков работы с информацией напрямую связан с информационной грамотностью. Обычно, под информационной грамотностью понимают умение работать с компьютером в информационной среде. Мы сегодня раскроем понятия – информационная грамотность и работа с информацией.

4 сл

-Мы проводили в историю XX век. Какова школа в XXI веке? Она оснащена компьютерами, которые связывают школу со всем миром. Вместо доски – большой экран. С помощью такого экрана можно проводить совместные уроки с учениками из других стран, поговорить с ними. Но как бы не изменилась школа, главное - создание таких условий, в которых естественные возрастные потребности ребёнка (в познании, общении, деятельности) будут удовлетворены.

5 сл

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личности.

6 сл

В современной школе прошел пересмотр взгляда на предметные знания и умения, ни в коей мере не уменьшает их роль в учебной деятельности школьника. Речь идёт лишь о том, что из целей образования они становятся средством и результатом педагогического процесса. Конечно, решение задачи формирования различных знаний и умений (особенно общеучебных) очень важно для начальной школы, но мы должны понимать, что наиболее важными и целесообразными являются задачи связанные с обеспечением развития школьника с учётом его возрастных возможностей.

7 сл

Последнее десятилетие в школьном образовании обострилась проблема, обусловленная следующим противоречием:

-с одной стороны, с широким внедрением развивающего проблемного обучения возросло количество творчески мыслящих учеников, способных создавать собственный интеллектуальный продукт в виде результатов научного исследования.

-с другой стороны количество неуспевающих детей остаётся печально стабильным, а количество детей, нуждающихся в специальном коррекционном образовании возрастает с каждым годом. И это проблема не одной школы, города, региона. Модернизируя традиционную систему образования её отчаянно критиковали, как исключительно “знаниевую”, призывали перейти к деятельностному подходу в образовании. В создавшейся ситуации возникает опасность, что учитель, заботясь исключительно о развитии учеников, придает забвению знания, умения, навыки, как устаревший атрибут советской школы. Между тем, как справедливо заметил П. Блонский “пустая голова не рассуждает” то есть знания являются одним из факторов развития личности.

8 сл

Сегодня, как никогда, необходимо осознать что,

- во-первых, не все дети способны учиться исключительно самостоятельно;

 - во-вторых, не все дети могут учиться на высоком уровне теоретического обобщения,

 -и, в-третьих, не нужно не разрушать классно-урочную систему (т.к. ничего лучше пока не придумано), а постараться найти пути повышения эффективности школьного урока.

Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебные умения.

9 сл

Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у учащихся общеучебных умений. Мы все работаем в начальных классах, и этот вопрос не может нас не волновать. То, что познается ребенком в младшем школьном возрасте, на всю жизнь врезается в память.

Общеучебные умения являются для одних учащихся единственной возможностью дотянуться до стандарта, а для других эффективным инструментом раскрытия своих способностей и дарований.

10 сл

Главную цель нашего семинара хочу выразить словами Г.С. Альтшуллера “Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать”.

11 сл

Общеучебные умения – это универсальные умения для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Существует несколько вариантов классификации общеучебных умений. Предлагаемая челябинскими педагогами-исследователями под руководством Д.В. Татьянченко, на наш взгляд, достаточно универсальная делящая все учебные умения на три группы:

Учебно-управленческие умения – общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Учебно-информационные умения - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

12 сл

Рассмотрим группу учебно-информационных умений.

С позиций информационного подхода учение представляет собой деятельность ученика, состоящую из:

 - получения информации;

 -её преобразования;

 -получения информации о ходе учебной деятельности от учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости внесения в деятельность определённых коррективов; вновь получение информации о процессе и результатах деятельности и т. д. вплоть до выполнения учебной задачи. Такое понимание процесса учения определяет приоритетное значение учебно-управленческих умений, направленных на формирование учебной задачи, проектирование её выполнения, и заставляет рассматривать учебно-информационные умения как средство достижения данной задачи.

Таким образом, под учебно-информационными умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

13 сл

В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе школьного обучения являются тексты и реальные объекты. Под реальными объектами можно понимать предметы, живые существа, процессы, явления, объективно существующие в действительности. Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов, на устные (вербальные) и письменные (документальные).

14 сл

На основании этого мы должны сформулировать три группы учебно-информационных умений: 

-“умения работать с письменными текстами”,

-“умения работать с устными текстами”,

-“умения работать с реальными объектами как источниками информации”. 

Следует отметить ряд особенностей последней группы умений. Наряду с традиционными умениями, связанными с наблюдением и проведением эксперимента, в данной группе отдельно представлены умения по моделированию. Это объясняется тем, что овладение умениями моделирования позволяет более эффективно понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, принципы развития и взаимодействия с окружающими объектами. Кроме того, модель подчас является единственно возможным источником информации об изучаемом объекте.

В ходе нашего семинара, на показательных уроках учителя нашей школы покажут практические формы и методы формирования навыков работы с информацией.

В конце семинара Вы получите практические материалы. Спасибо за внимание.

15 сл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формирование умений младших школьников по работе с информацией.

Формирование умений младших школьников по работе с информацией.Беспалова Елена Владимировна,Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37, г.Екатеринбург      Перемены в с...

Доклад на МО "Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности"

В докладе раскрывается проблема формирования у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля, рассказывается о формах самоконтроля, этапах формирования самоконтроля и взаимоконтроля, приемах...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В статье рассказывается с чего надо начинать и как продолжать формировать навык работы с информацией....

Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От  результативности этого сложного и кропотливого процесса  зависит фундамент в...

«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».

В процессе обучения  в начальной школе  формируется языковая личность младшего школьника.  Учитель начальных классов  раскрывает младшим школьникам богатство и красоту   ...