Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.
От результативности этого сложного и кропотливого процесса зависит фундамент всего последующего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование умений работать с текстом в нач.школе | 12.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы формирования у младших школьников навыков работы художественным текстом.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом. От результативности этого сложного и кропотливого процесса зависит фундамент всего последующего образования.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. Так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.
Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.
Однако почти в каждом классе находится некоторое число учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку. И потому адекватная работа по выработке навыков чтения крайне актуальна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В статье рассказывается с чего надо начинать и как продолжать формировать навык работы с информацией....
"Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"
Семинар на тему: "Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"...
Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ " Авторы : Зеленчук Дарья Валерьевна. Черкасов Валерий Анатольевич
laquo;Понимание предполагает художественную образованность публики» https://elibrary.ru/item.asp?id=35383551...
Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов
В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...
Формирование читательских компетенций младших школьников при работе с художественным текстом.
В материале на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто понятие «читательская компетентность» как метапредметный образовательный результат и «читательс...