Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ " Авторы : Зеленчук Дарья Валерьевна. Черкасов Валерий Анатольевич
статья

Зеленчук Дарья Валерьевна

«Понимание предполагает художественную образованность публики» 

https://elibrary.ru/item.asp?id=35383551

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ        

  ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

  ПРОИЗВЕДЕНИЕ                                    

В настоящее время методисты и психологи ставят задачу -  воспитывать понимание и восприятие литературы как образного отражения жизни, как искусства слова. «В пределах доступного дети должны воспринимать литературное произведение как произведение искусства, а не как моральную пропись», - отмечает Л.Г.Жабицкая .

Для решения этой задачи нам необходимо разобраться в сущности художественного восприятия: выяснить, как воспринимается произведение искусства, какие факторы делают восприятие адекватным, как происходит развитие восприятия художественной литературы. Кроме того, нужно назвать возрастные особенности психики младших классов, существенные для восприятия художественного текста.

По поводу самого факта адекватности восприятия произведения искусства идут долгие споры, имеются противоположные позиции. До сих пор достаточно убедительного решения этой проблемы не найдено. Марксистская эстетика рассматривает эстетическое (художественная литература есть особая область эстетического) как объективное, но имеющее в то же время субъективную сторону. При такой трактовке можно  говорить об адекватности восприятия, так как оно «имеет объективное содержание»,(в отличие от понимания восприятия художественной литературы как акта творчества читателя, создающего новое произведение, для которого автор наметил лишь форму).

Эстетическое носит оценочный характер, так как «выражаемое духовное содержание имеет различную ценность для общества и для отдельных людей» . Вот здесь-то и проявится субъективная сторона: эстетические оценки могут быть противоположными. Однако они «определяются объективными критериями, отражающими особенности художественного текста». О.И.Никифорова  выделяет шесть таких критериев: образности, эмоциональности, оригинальности, правдивости, типичности, выразительности. Различность  эстетической оценки автор связывает с критерием эмоциональности.

Итак, будем придерживаться позиции, что объективное в восприятии читателя есть, что нельзя пренебрегать «организующей функцией структуры литературного произведения» .  В сложившихся обстоятельствах проблемы художественного восприятия, художественно-психологических установок, художественных потребностей и вкуса приобретают особую социально-культурную значимость. Соответствующая подлинному искусству установка в процессе художественного восприятия может не просто помочь сделать выбор из множества высокохудожественных произведений искусства, отбросить все ненужное, малохудожественное, не приносящее эстетической радости, а сформировать неприятие, отторжение эрзац-культуры, выплеснувшейся на книжные прилавки, сцены театров, экраны телевизоров и т. д

Однако чтобы реализовать эту «возможность» адекватности, следует выяснить причины неадекватности  художественного восприятия. Попытки проделать такую работу прослеживаются в ряде публикаций, наиболее полно они отразились в работе Н.Ф.Бучило «Художественное восприятие».

В качестве первой причины автором называется распространение на оценку произведения искусства внеэстетических критериев: познавательных, нравственных и других (надо отметить, что восприятие будет зависеть и от цели обращения к книге).

А ведь принципиальное отличие художественного восприятия от восприятия предметов природы (нехудожественного) состоит в том, что художественное изображение условно, обобщено и «в нем есть не только приближение к действительности, но и отлет от нее, известная деформация» . Как емко выразил эту же мысль Л.С.Выготский: «Искусство относится к жизни как вино к винограду». Это отличие вызывает необходимость соответствующего научения человека.

Прежде же необходимо «научение» тех, кто будет учить. Практика формирования художественного восприятия, построенная на извлечении из произведения чаще всего общих идей, не соответствует образной природе искусства. Не способствует пониманию ее эстетической сущности, а следовательно, мало содействует духовному обогащению человека.

Художник не стремится снять копию с действительности, он творит. Художественное восприятие так же не сводится к простому распознаванию вещей, а предполагает «переход из плана изображения в план смыслового значения произведения искусства» . Однако такой переход доступен не каждому: отсюда вторая причина неадекватности восприятия.

Неадекватное восприятие ограничивается отождествлением художественного образа с тем, как он конкретно представлен и не видит заключенного в нем смысла.

Художественное восприятие предполагает интеллектуальную активность личности, ее способность выявить художественный смысл в многообразии изобразительно-выразительных средств языка каждого конкретного вида искусства.

Третья причина – проявление в художественном восприятии сложной диалектики субъективного и объективного. В произведении искусства находит выражение оригинальное видение действительности, мировоззрение и мироощущение художника. В то же время в нем отражается реальная жизнь с присущими ей противоречиями. Кроме того, к восприятию и оценке зритель подходит с собственным оценочным критерием эмоциональности, вкусами и идеалами, отражающими его жизненные потребности и мировоззрение.

Художественное восприятие представляет собой встречу творческой индивидуальности художника и личности, воспринимающей его произведение. Оно неотделимо от личностных характеристик: культуры человека, его эстетического опыта, мотивов восприятия, навыков общения на языке искусства. Очень верно говорит С.П.Рубинштейн: «Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и  в его  восприятии… всегда в той или иной мере сказывается весь человек: его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания, чувства».

Воспринять произведение искусства – значит понять его и испытать радость от встречи с ним. Приведем в качестве подтверждения сказанного слова : «В искусстве получение подлинных знаний, то есть понимание, без радости, без удовольствия, без наслаждения абсолютно нереально недостижимо».

Художник реализует определенную идею, понять – значит выявить смысл, идейное содержание произведения искусства. А это предполагает знание языка данного вида искусства, являющегося средством передачи мысли. Возникает пятая причина проблемы адекватности – язык изобразительных искусств также специфичен, и наше понимание может и не быть полноценным. «Дело в том, что знак любого языка, сохраняя присущее ему исторически сформировавшееся собственное значение, тем не менее может быть носителем существенно отличающегося от него значения художественного» .

Каков способ овладения художественным языком? Овладение языком предполагает прежде всего активную языковую деятельность, связанную с восприятием и передачей информации, в процессе которой уточняются и расширяются представления о значениях знаков и правилах их пользования. Это касается и овладения языком искусства, которое невозможно без систематического приобщения к художественным ценностям. «В структуре литературного текста содержится программа для организации восприятия», - отмечают исследователи проблемы восприятия, в том числе и Л.Г.Жабицкая. Иными словами, художник управляет нашим восприятием отбором художественного материала и языковых средств: избыточностью и недосказанностью художественного сообщения, такими компонентами произведения, как тема, сюжет, композиция, большая роль отводится жанру, идейный смысл играет главную, определяющую роль в управлении. Но художник воплощает и собственное понимание. В процессе воплощения в материале искусства художественная идея изменяется. Поэтому если мы хотим понять произведение, то должны учитывать личность художника, выявлять диалектику того, что выражено, что получилось в результате работы художника  независимо от первоначального намерения.

«Понимание предполагает художественную образованность публики» .Читатель должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности. Искусство требует не только понимания, но и оценки. Свойственное восприятию единство познавательного и оценочного получает в художественном восприятии наиболее законченное воплощение.

Назначение искусства в том, чтобы его восприятие сопровождалось эстетическими переживаниями. Если произведение искусства оставляет человека равнодушным, то это может быть следствием неадекватности его восприятия. В оценочных суждениях выражается эстетическая культура человека, мера его способности адекватного понимания и эмоционального переживания. Таким образом, эмоционально – оценочная деятельность может быть выдвинута в качестве показателя, критерия адекватности восприятия.

Сегодня чрезвычайно интересно взглянуть на методику чтения с исторической точки зрения, которая поможет оценить, правильно понять современные подходы к чтению, увидеть их слабые и сильные стороны.

Выдающиеся методисты стремились к тому, чтобы дети не только поняли поэтическое произведение, но и почувствовали его. «В поэтическом произведении, - писал К.Д.Ушинский,- многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом».

 В условиях господства телевидения, радио и кино, в век компьютеризации  современный читатель потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

Итак, подводя итог сказанному, можно подчеркнуть, что художественное восприятие может быть в той или иной мере полноценным, адекватным произведению, что воспринимается обобщенное представление жизни художником, которое неотделимо от оценочной стороны изображаемого (оценку дает не только читатель, но и писатель).

Бучило, Нина Федоровна.

Художественное восприятие / Н. Ф. Бучило. - М. : Знание, 1989.

Л. С. ВЫГОТСКИЙ  ПСИХОЛОГИЯ  ИСКУССТВА

Под редакцией М. Г. ЯРОШЕВСКОГО

МОСКВА
ʻПЕДАГОГИКАʼ
1987

 Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность   Кишенев 1974г.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников

Кроме теоретических данных представлены характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников, критерии коммуникативной грамотности....

Логопедические упражнения для развития умения воспринимать словесную инструкцию при работе с детьми с нарушениями речи

 Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов. Выполняя не то. Что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

В данной статье раскрыто значение формирования общетрудовых умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...

Приемы и задания для формирования умений воспринимать художественный текст младшими школьниками

В статье представлен практический материал для формирования читательских умений...

Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...

Доклад на тему: Изобразительная деятельность как средство формирования, у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.

В докладе рассматривается важная роль изобразительной деятельности в развитии эстетических чувств у детей. Обсуждаются принципы уроков рисования, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка...