ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
статья по технологии на тему

Воронина Ирина Анатольевна

В данной статье раскрыто значение формирования общетрудовых умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

          Аннотация: в данной статье раскрыто значение формирования общетрудовых умений  обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: трудовое обучение, общетрудовые умения и навыки, развитие, планирование.

Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в образовательной организации. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива — это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Одна из важных задач школы – развитие у школьников общетрудовых умений и навыков, нужных в трудовой деятельности. В процессе усвоения общетрудовых умений и навыков школьники должны научиться контролировать и регулировать свои действия, планировать их выполнение, испрользовать ранее усвоенные знания и опыт в новых условиях деятельности, работать точно и аккуратно[1,c.73].

Успешность в обучении умственно отсталых детей  в значительной мере связана со способностями учеников и построению разнообразных планов действий, выбора наиболее рационального пути достижения требуемого результата. Под планированием подразумевается процесс, направленный на выбор путей, средств, способов и последовательности действий, ведущих к достижению поставленной цели.

Наиболее успешно данные общетрудовые умения формируются и развиваются в трудовой деятельности. На начальном этапе обучения – на уроках ручного труда.

Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовкиобучающихся. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Одним из компонентов готовности к профессиональному обучению является сформированностьобщетрудовых умений и навыков обучающихся, обучение которым начинается на уроках ручного труда в 1 – 3 классах.

Под руководством Г. М. Дульнева его сотрудниками и учениками была проделана большая работа по изучению трудовой деятельности умственно отсталых школьников. Показано, что для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля). Авторами подчеркивается необходимость использования в этом плане не столько тренировок и упражнений, направленных на многократное повторение исполнительных движений, сколько создание особого обобщённого образа или способа действия, формирование умения планировать, т.е. выявление и усиление роли интеллектуального компонента деятельности учащегося в процессе выполнения трудовых задач.

В начальный период изучения проблемы формирования общетрудовых умений и навыков в 30 – 50 г.г. 20 века в психологических исследованиях функция планирования рассматривалась как часть мыслительной деятельности. В рамках данного психического процесса выделялись средства и намечались основные подходы к его изучению.

Л.С. Выготский указывал на важность выяснения «той связи, которая существует между интеллектуальным развитием ребёнка и развитием его трудовой деятельности[1,c.3-4].  По его мнению, «история развития разумной и целесообразной практической деятельности ребёнка раскрывает перед нами во всей своей сложности диалектику возникновения высших и новых синтезов из мышления и действия на разных возрастных ступенях. Она показывает, как связываются на каждой данной возрастной ступени генетические узлы, соединяющие воедино мышление и практическую деятельность ребёнка». Он высказал положение о том, что у всех детей, в том числе и у детей умственно отсталых, на основе обучения формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается за счет развития высших психических функций. Основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся, является обучение. Детям с интеллектуальными проблемами для получения наибольшего эффекта в их развитии необходима особая организация учебного процесса.

А.П. Граборов в своих трудах отмечал, что «уметь планировать свою работу – это значит уметь к ней сознательно отнестись, сделать работу целенаправленной, организованной[2,c.122].Трудовой процесс постоянно ставит ребенка в новое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь. Работая, выполняя задание, ребенок воспитывает уверенность в себе, раскрывает собственную личность».

На необходимость формирования умения планировать указывает в своих работах Т. И. Данюшевская. Планирование этим автором рассматривается как сложное интеллектуальное умение, для выработки которого необходимо проводить целенаправленную работу по специальной методике. Формирование умения планировать учебно-трудовую деятельность, по мнению автора, должно идти, с одной стороны,  от планирования с опорой на наглядные образцы, в которых пооперационная последовательность предмета представлена в наглядной форме, к планированию в дальнейшем без такой опоры. При этом надо постепенно уменьшать руководство деятельностью учащихся при планировании[3].

Психологические основы процесса учения раскрыты в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной и др. Эти ученые рассматривают учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. Центральным звеном данной концепции является действие как единица деятельности ученика, как единица любой человеческой деятельности. Выполнение действия предполагает наличие цели, которая реализуется на основе того или иного мотива. Действие всегда направлено на материальный предмет или идеальный объект. Оно выполняется субъектом по образцу (внешнему или внутреннему, содержащему все необходимые знания или только часть) с учетом условий действия. Носителем действия всегда является человек — субъект действия, а всякое действие включает совокупность операций, выполняемых в определенном порядке и в соответствии с определенным правилом. В данной концепции выделено шесть этапов, в которых происходит формирование умственных действий и понятий[4].

Знание теоретических основ очень важно, так как помогает учителю продуктивно организовать учебно – воспитательный процесс.

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,  1960. 595с.

2.Граборов, А.П. Очерки по олигофренопедагогике[Текст]: учеб.-метод. пособие / А.П.Граборов. -  М.: Просвещение, 1961, 296с.

  1. Данюшевская, Т. И. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения[Текст]: учеб.-метод. пособие /Т. И.Данюшевская.- М.: Просвещение, 1970. 163с.

   4.Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе[Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. М.Дульнев.- М.: Педагогика, 1969, 328с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников

Кроме теоретических данных представлены характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников, критерии коммуникативной грамотности....

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

Теоретические основы формирования письма у детей младшего школьного возраста

Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников...

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии.

Нарушения в  формировании письменной речи отрицательно отражаются  на успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в форм...

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...