Доклад на тему: Изобразительная деятельность как средство формирования, у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.
статья по изобразительному искусству (изо)

Ларионова Ольга Владимировна

В докладе рассматривается важная роль изобразительной деятельности в развитии эстетических чувств у детей. Обсуждаются принципы уроков рисования, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка. Также описывается использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для развития самостоятельности и наблюдательности у детей. Этот подход способствует формированию у детей бережного отношения к природе и улучшению их нравственного и культурного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_oktyabr_2023_larionova.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

Доклад

на тему:

Изобразительная деятельность как средство формирования, у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.

(31 октября 2023)

Подготовила:

Учитель рисования и ИЗО

Ларионова Ольга Владимировна

        

Октябрь 2023


 

Известно, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всего школьного периода испытывают затруднения в предметном изображении, требуют особой мотивации, многие обучающихся не могут выполнить даже самые примитивные изображения. Их изобразительная деятельность не соответствует педагогическим задачам, в рисунках не прослеживается сюжетный замысел, носит характер доизобразительного черкания. Тематика у многих детей ограничена и во многом зависит от содержания предшествующих занятий, часто ребёнку требуется помощь учителя.

 Рисунки школьников имеют следующие характерные особенности: 

  • неполнота, непропорциональность, фрагментарность изображений;
  • отсутствие в рисунках целостного образа (руки у человека нарисованы посередине туловища и т.п.);
  • упрощение и искажение формы изображаемых объектов (отсутствие замкнутости при изображении контуров предметов и их частей; квадрат в виде круга, круг в виде треугольника; смешение и искажение форм);
  • неправильная передача в рисунке пространственных отношений между элементами одного предмета, перестановка этих элементов и размещение их на листе бумаги изолированно друг от друга;
  • отсутствие цветовых характеристик в нарисованных предметах (раскрашивание изображения любым, первым попавшимся карандашом);
  • непропорциональность частей рисунка, смещение изображения относительно центра листа, несоответствие размеров рисунка и листа бумаги.

   Большинство обучающихся охотно откликаются на предложение рисовать пейзажи родного края и с удовольствием принимаются за работу. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдается как на уроках рисования, так и во время внеклассной творческой работы. Особую активность учащиеся проявляют во время рисования пейзажей на темы: «Воспоминания о Лете», «Дождик, дождик пуще», «Золотая Осень», «Ежики на травке», «Весна в природе». Эстетически оценивая явления природы, ребенок вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей школьного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в детских рисунках. Готовить ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, — это непростая и трудная задача. Смотреть и видеть — не одно и тоже. Воспитать ребенка эстетически — значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю.

    Обучающимся можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи — колорите, композиции, рисунке. Изображая воспринятое, дети уточняют, закрепляют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее, и глубже ее познают. Используются разные виды мотивации, дети знакомятся с явлениями и объектами природы, (экскурсия по территории школы, выезд в Ботанический сад, рассказ, сказка, музыка, просмотр презентаций, фильмов, наблюдение из окон школы, знакомство с постерами признанных пейзажистов). Творения художников вдохновляют детей на собственную художественную деятельность, учат понимать язык художников. Обучающиеся изображают все увиденное в своих рисунках, как бы заново переживают увиденное, закрепляют и уточняют представления об объекте и явлениях природы.

   При подготовке занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также возрастные психофизические особенности группы. Чтобы развивалась детская самостоятельность и творчество, детям нужна свобода выбора: форматы листа, способы изображения, изобразительный материал. В среднем школьном возрасте обучающиеся более явно, чем прежде проявляют стремление работать в определенной технике и определенными средствами.

     На уроках рисования, обучающиеся знакомятся с явлениями природы «вода» закрепляются понятия - шторм, штиль, с объектами – ручей, река, море у детей формируется бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу, знакомятся состояниям воды и ее ролью в жизни животных и человека. Также обращают внимание на красоту рек, капелек росы, сверкающего снега. Такой урок, как «Рисование неба, моря, облаков» помогают закреплять части суток, смена дня и вечера, ночи и утра, роль солнца в жизни человека и животных, растений, эмоциональное отношение к солнцу, красота природы во время заката. На уроках на тему: «Домашние животные», «Дикие животные», «Скворцы прилетели» дети знакомятся с домашними и дикими животными, пернатыми. Расширяя представления у детей об объектах живой природы, закрепляется эстетическое отношение к красоте растений, животных, понимание значения роли растений и животных в жизни человека и необходимости охраны неповторимой и бесценной живой природы. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. «Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, впечатление к ней поселятся в сердце ребенка, сердце станет добрее, а глаза зорче»[1]. Для реализации поставленных задач, можно использовать нетрадиционные приемы изобразительной деятельности. Дети с удовольствием рисуют по сырому («Морская тема»); мятой бумагой («Деревья», «Осень»); рисование пальчиками («Лошадка из Каргополя», «Деревья в лесу»); рисование тычком («Мимоза»); рисование по мокрому листу («Облака», «Море») и другие. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, а также развивает детскую самостоятельность, мышление, зрительный генезис. Также они формируют развитие наблюдательности, способности живо откликаться на событие окружающей действительности, умение видеть красоту природы. Работы по изобразительной деятельности носит коллективный способ организации. Это благотворно влияет на детей. Общие усилия, направленные на достижение единой цели, способствуют формированию умения договориться, распределять обязанности, а значит — работать совместно.

В решении задачи воспитания эстетически культурной личности нужно больше говорить детям о природе, наблюдать с детьми за изменениями в погоды, проговаривать правила посещения лесных парков. Обучающиеся должны иметь максимальную свободу для проявления инициативы, у ребенка должны быть карандаши, бумага, краски; сюжет рисунка не должен подвергаться критике и т.д. Через изобразительную деятельность ребенок учится любить и ценить окружающий мир. Работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.


[1] Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью: учеб.-нагляд. пособие / авт.-сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному....

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Статья на тему; «Воспитательная работа во внеурочной деятельности, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.»

Цель данной статьи помочь учителю  организовать воспитательную работу во внеурочной деятельности. Помочь сформировать личность способную к творчеству и самоопределению...

Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования мотивационных интересов у младших школьников"

   Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. У младших школьников  основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе фор...

Доклад на тему:«Изобразительная деятельность в обучении детей с ОВЗ как средство формирования жизненных компетенций и социализации» (из опыта работы)

Личность, по определению Л. С. Выготского - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности ...