Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования мотивационных интересов у младших школьников"
статья

Швец Людмила Владимировна

     Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. У младших школьников  основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе формируются те основные умения и  навыки, которые будут развиваться и укрепляться с возрастом. В своей деятельности  я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций: ценностно-смысловой; учебно-познавательной; информационной; коммуникативной. Нам нужны деятельностные формы и методы обучения, то есть групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

  • развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • сформировать умение отстаивать свои права;
  • развить способность к созидательной деятельности;
  • воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.[1, 23]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

Швец Л.В., учитель начальных классов МБОУ «СШ№6» г. Нижневартовск

Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций у младших школьников

     Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. У младших школьников  основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе формируются те основные умения и  навыки, которые будут развиваться и укрепляться с возрастом. В своей деятельности  я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций: ценностно-смысловой; учебно-познавательной; информационной; коммуникативной. Нам нужны деятельностные формы и методы обучения, то есть групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

  • развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • сформировать умение отстаивать свои права;
  • развить способность к созидательной деятельности;
  • воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.[1, 23]

Все эти навыки приобретаются в ходе проектной деятельности, организованной с участием учителя, обучающихся и родителей. Поэтому моей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

   Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[2, 121] Для себя определила, что компетентность - это мера включенности ребенка в деятельность. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности, то есть сам факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, а компетентность определяется, как способность действовать на основе полученных знаний.

   Считаю, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.

        За последние годы мы принимали участие в проектах, различных по направленности, форме, содержанию. Некоторые ребята  индивидуально работали над  проектами. Это социальный проект «Птицы нашего двора», исследовательский проект «Значение «волшебных слов» в нашей речи», творческие проекты «Подарок маме», «Классная газета», «Альбом любимых  литературных героев».

К проектированию часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.

        В процессе работы над проектами обучающиеся приобретают одну из важнейших ключевых компетентностей, информационную. Они учатся работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. Показателями сформированности информационной компетентности считаю компьютерную грамотность учащихся, умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также умение переводить информацию из одного вида в другой. Средствами оценивания выступают практические, интегрированные самостоятельные и творческие работы. А также информационные проекты, призванные научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).

        Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время  формирует учебно-познавательную компетентность, так как в процессе выполнения проекта младшие школьники учатся ставить цели, систематизировать, делать выводы. Они узнают новое, познают окружающий мир. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

      Проектная технология позволяет каждому ученику иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, что способствует развитию коммуникативной компетентности.

     Занимаясь проектной работой,  ориентирую ребят на исследования, провожу экскурсии, беседы, показываю работы юных исследователей прошлых лет. Мои ученики, начиная исследовательскую деятельность в нашей школе, продолжают ею заниматься и в дальнейшем.  Если в школе создать условия для развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни.

Использованная литература:

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001.
  2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001.
  3. Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.
  4. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.  М., 2003.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...